«Бизнес корпорации в 2015 году претерпит драматические изменения», — заявил новый президент ОАК Юрий Слюсарь. Производство самолетов вырастет на 20%, с 161 до 193 штук, а консолидированная выручка увеличится почти на 40%, до 400 млрд рублей. Реализация этих планов потребует значительного расширения штата инженеров, конструкторов и других высококвалифицированных специалистов. По словам Слюсаря, в ближайшие три года на работу будет нанято 16–17 тыс. таких специалистов, из них 8 тыс. — в нынешнем году. При этом Юрий Слюсарь не исключил, что целый ряд управленцев и менеджеров могут потерять работу: «Необходимо разработать программу снижения издержек по каждому холдингу и внутри головной компании. Другого выхода нет».
Уже известно, что часть новых сотрудников будет работать в центре 3D-проектирования, который создается сейчас на базе КБ Туполева. Он должен открыться в самое ближайшее время и стать одним из крупнейших в России. ОАК потратила на этот проект полмиллиарда рублей. Новый центр оснащен одним из самых мощных в мире суперкомпьютеров с вычислительной мощностью несколько десятков терафлопс. Его использование позволит резко ускорить реализацию сразу нескольких крупных проектов, а также обмениваться данными между филиалами ОАК по всей стране.
Сейчас только в гражданской сфере корпорация работает над тремя проектами новых самолетов. Во-первых, это широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер на 250–300 мест, который проектируется на паритетных началах с китайской COMAC. Его разработка, по словам Юрия Слюсаря, предварительно оценивается в 13 млрд долларов, но из-за девальвации рубля оценка может снизиться, так как значительная часть работ выполняется в России. В частности, у нас будут выпускать композитное крыло для этого самолета и элементы хвостового оперения, а в Китае — делать фюзеляж. А вот двигатели на новом лайнере будут иностранного производства — GE или Pratt & Whitney. Тем не менее на втором этапе опционально в техническое задание будет вписываться совместный российско-китайский двигатель, переговоры о создании которого еще впереди. Новый широкофюзеляжный самолет должен появиться в 2021 году, а в 2025-м предполагается начать его серийное производство.
Во-вторых, лайнер МС-21 — стержневая программа нашего гражданского авиапрома. «С этим проектом связано очень многое — не только размер инвестиций (около 4 млрд долларов. — “Эксперт”), но и все наши амбиции по поводу присутствия в сегменте среднемагистральной мировой авиации», — сообщил Слюсарь. В конце этого года состоится выкатка МС-21, а в следующем году лайнер впервые должен подняться в воздух.
Наконец, третий крупный проект — SSJ 100, серийное производство которого уже налажено. Буквально на днях в Комсомольске-на-Амуре началась сборка сотой по счету машины этой модели. По образному выражению Юрия Слюсаря, сейчас «наступает момент истины, связанный с развитием программы SSJ 100». Все дело в том, что из-за кризиса продажи этого самолета резко сократились. В прошлом году было выпущено 37