Сажусь на пассажирское сиденье обычного на первый взгляд седана. Машина сама, без участия водителя, трогается с места. Подъезжает к перекрестку, останавливается, пропускает движущийся наперерез автомобиль. Затем аккуратно выруливает вправо и спокойно едет дальше. Мне довелось прокатиться на экспериментальном автомобиле-роботе Tesla Model S, который демонстрировала компания Bosch на своем полигоне близ немецкого города Боксберг.
Этот автомобиль действительно может ехать без участия человека — правда, пока на месте водителя все же сидит инженер, чтобы подстраховать работу новой автономной системы управления. Но совсем скоро, говорит он, система будет отлажена и машина начнет самостоятельно возить пассажиров, которые во время поездки смогут заниматься своими делами, например читать газету.
«Друглы» и прочие
Согласно недавнему объемному исследованию «Революция за рулем: путь к автономным транспортным средствам», проведенному известной международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG), уже через десять лет, к 2025 году, на дорогах общего пользования в разных странах в общей сложности будет насчитываться свыше 600 тыс. полностью автономных автомобилей, а мировой рынок опций автономного вождения достигнет 42 млрд долларов.
И это будет лишь начало: к 2035 году процесс роботизации автомобилей достигнет новых высот: полностью автономные автомобили займут уже 10% мирового рынка (12 млн единиц; см. график 1), а денежный объем опций полностью или частично автономных машин достигнет 77 млрд долларов.
Аналитики BCG предлагают называть автомобиль-робот «друглом» (от слова «дрон» и названия компании Google, активно участвующей в развитии этих технологий). И, по мнению исследователей BCG, «друглы» уже скоро станут реальностью и будут востребованы, в частности, в мегаполисах в виде роботов-такси.
Вызвать робот можно будет, например, с помощью мобильного приложения (подобно тому, как сейчас посредством смартфона вызывают обычное такси). Робот-такси приедет вовремя по указанному адресу. «Вскоре после того, как вы сядете в машину, роботакси возьмет еще одного пассажира, едущего в том же направлении, который расположится в отдельном салоне, — рисует картину использования автономного транспорта отчет BCG. — Не нужно беспокоиться о расписании пригородных поездов, никакой суеты на парковках, нет необходимости лавировать в толпе в час пик. Более того, поездка на такси обойдется вам даже дешевле, чем самостоятельное вождение. К тому же водителю не нужно давать чаевые. Автомобиль едет сам по себе».
По мнению аналитиков, использование роботов будет не только удобным для пассажиров, но и сможет упорядочить городской трафик: машины-роботы будут оценивать дорожную ситуацию и вовремя выбирать нужные маршруты, чтобы не создавать пробки. Кроме того, они не будут «лезть без очереди», что свойственно человеку за рулем и, как известно, нередко становится причиной хаоса и заторов на дорогах.
Они уже рядом
На первый взгляд все это кажется фантастикой. Но на самом