В конце зимы на обычно тихом рынке бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) России произошло громкое событие — одно из наиболее авторитетных консалтинговых агентств мира Gartner включало пермскую компанию «Прогноз» в Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms. И не важно, что разработчик оказался в сегменте нишевых игроков, само попадание в отчет — очень серьезное достижение (в квадранте присутствует всего 16 вендоров, подавляющее большинство представляют США).
В Gartner отмечают: пермяки сильны в сценарном прогнозировании и моделировании, анализе временных рядов, решении оптимизационных задач, они исключительно клиентоориентированы. Чего им, по мнению экспертов, пока не хватает — так это мировой известности и опыта.
Хотя говорить так о компании, в списке клиентов которой Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд дикой природы, МВФ, Global Insight, Coca-Cola, 3М, China Ocean Shipping Company, Государственная электросетевая компания Китая, Африканский банк развития, Abu Dhabi Terminals, ЦБ РФ, Сбербанк, Газпром и Сибур, все же несколько опрометчиво.
Пермский прорыв
История «Прогноза» началась в 1991-м. Тогда Дмитрий Андрианов сотоварищи решил перевести сектор прогнозирования социально-экономических процессов (создан на базе Института экономики УрО РАН и кафедры экономической кибернетики Пермского госуниверситета) на коммерческие рельсы. Авантюра чистой воды: в начале 90-х, когда инфляция составляла сотни процентов, BI-системы, решения по моделированию финансовой деятельности, бюджетированию никому не были нужны. Но ученые верили в успех.
В 92-м выпустили первую версию комплекса «Прогноз», работавшую в среде DOS и использовавшую собственную графическую библиотеку. О красивом слове «платформа» тогда еще никто не думал.
В 94-м разработчики получили грант фонда Сороса на исследования, а спустя год подписали первый крупный контракт на разработку информационно-аналитической системы с Минэкономики России.
— Изначально наш продукт предназначался для вариантного моделирования, прогнозирования ситуации, — вспоминал в разговоре с нами Дмитрий Андрианов (подробнее см. «Против ветра»). — Но потом стало очевидно, что важнейшей частью деятельности компаний и госорганов является актуальная информация. Мы поняли — нужно создать систему формирования хранилища данных, отчетности, обеспечить приток информации из разнообразных источников. В итоге получилась платформа, которая идеологически до настоящего момента не претерпела изменений.
Знаковым для «Прогноза» стал 2002 год. Компания, давно выполнявшая заказы для федеральных ведомств и коммерческих структур, открывает представительство в Москве. Следующим шагом стала заграница. В 2006-м пермяки формируют офисы в Пекине и Вашингтоне, а дальше по накатанной — Брюссель, Киев, Дубай, Астана, Минск, Ванкувер и Лусака. Сегодня доля иностранных заказов в портфеле «Прогноза» составляет 25 — 30%.
Следующая поворотная точка — 2012-й. «Прогноз» впервые попадает в Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms (тогда Gartner еще не делил аналитику на простую и продвинутую) и становится заметным на мировой арене. До пермяков это удавалось сделать только «Лаборатории Касперского». Да, отечественные ИТ-аналитики посмеивались, мол, кто обращает внимание на Gartner, который непонятно каким образом определяет позицию компании. Однако так сложилось, что именно это агентство выступает мировым судьей в индустрии информтехнологий.
В том же 2012-м «Прогноз» начинает активное строительство партнерской сети, участники которой использовали Prognoz Platform в разработке решений для конечного потребителя. Таким образом компания проникла в труднодоступные (с точки зрения административных ограничений) регионы — например, в страны Средней Азии и Латинской Америки (сегодня в списке партнеров «Прогноза» находится 47 интеграторов и шесть реселлеров).
Космополитская стратегия добавила компании драйва, но, вероятно, стала причиной внутреннего конфликта. Осенью 2014-го «Прогноз» покидает первый заместитель генерального директора Андрей Селянин и уводит с собой 150 сотрудников. Официальных комментариев о причине ухода тогда никто не дал. Однако отраслевой портал Cnews, ссылаясь на свои источники, писал, что топ-менеджера не устроил акцент на международные проекты в ущерб российскому бизнесу. В «Прогнозе» заявили: уход 10% штата на работе компании никак не скажется.
Технологический романтизм
Как компании с относительно небольшим числом сотрудников и бюджетом на пару порядков меньше, чем у транснациональных ИТ-корпораций, удалось отвоевать территорию? Мы видим три ответа. Первый — наукоемкость, качество и уникальность продукта. ИТ-эксперты нет-нет да задаются вопросом «почему в мире так мало известных российских компаний». Все просто — им нечего этому миру предложить. Большинство фирм занимаются дистрибуцией, интеграцией, тиражированием заимствованных технологий. «Прогноз» же создал платформу, инструменты которой позволяют собирать, обрабатывать данные и на их основе строить модели, осуществлять вариантное прогнозирование ситуации, рассчитывать ресурсы, необходимые для достижения цели, оптимизировать их. Это сложнейшая математическая задача, ноу-хау, которую пермяки стараются облечь в понятную, простую и, не побоимся этого слова, симпатичную оболочку. И они четко попадают в струю: все мировые вендоры в той или иной степени идут по пути визуализации данных (data discovery), мобилизации решений (выпуск продуктов для сотовых телефонов и планшетов) и реализации принципа Self-Service BI, который позволяет конечным пользователям самостоятельно настраивать приложения без привлечения ИТ-специалистов.
Второй ответ — клиентоориентированность. Gartner в своем отчете о продвинутой аналитике в качестве трех самых сильных сторон Prognoz Platform указывает: продукт отличается высокой степенью лояльности потребителей, почти никто не отказывается от платформы в пользу конкурентов; заказчики довольны взаимоотношениями с sales-отделом и гибкой тарифной политикой компании; «Прогноз» ответственно относится к запросам пользователей.
Третий ответ — безоглядная смелость и романтизм. В случае с «Прогнозом», предложение родило спрос. На рынке сначала появилась новая высокоинтеллектуальная технология, на которой компания создавала бизнес-решения, а затем в ней сформировалась нужда.
— Если на рынке будут появляться эффективные продукты с инновационным наполнением, то они обязательно найдут применение, — говорил нам в 2010-м Дмитрий Андрианов. — Зачем сидеть и ждать, когда рынок сформулирует задачу? Надо пытаться все время генерировать идеи, развивать их, продавать, снова придумывать, развивать, продавать. Тогда ты добьешься успеха.
Ближайшее будущее «Прогноза» однозначно связано с курсом властей на ипортозамещение. Prognoz Platform — редкий отечественный продукт, обладающий глобальной конкурентоспособностью. В приказе Минкомсвязи «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» BI присутствует в качестве одного из сегментов, где есть технологический задел и который нужно поддерживать путем предоставления преференций при госзакупках. В документе указано: сегодня доля импорта в секторе бизнес-приложений составляет 75%. К 2020-му она должна снизиться до 50%, к 2025-му — до 25%.
Возможно, «Прогноз» сделает ставку на разработку продуктов совместно с другими российскими компаниями. Компания уже делает первые шаги в этом направлении. Так, во второй половине прошлого года заключено соглашение с Maykor-GMCS (занимается внедрением и поддержкой бизнес-приложений). Деятельность вендоров будет направлена на решение задач в области моделирования и прогнозирования, управления бюджетами, оценки рисков, углубленной бизнес-аналитики и визуализации данных. Целевая аудитория — крупные корпоративные заказчики и госсектор. Закончим рассказ о «Прогнозе» цитатой Дмитрия Андрианова:
— К сожалению, наша ИТ-индустрия находится в младенческом состоянии по сравнению с развитыми странами. Такого «ребенка», если мы считаем его перспективным, надо выращивать, обеспечивать ему комфортные условия для развития. Мы видим, как это делается в Европе, Китае, Казахстане, в той же Индии. Для родных компаний там создают широкий набор преференций и льгот. Селективный подход «этому давать льготы, а этому — нет» ни к чему не приведет. Нужно поднимать отрасль в целом, а там рынок сам покажет, кто более эффективен.
Как обыденно эти слова звучат в 2015-м. Вот только сказаны они в 2010-м.
График 1 Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms График 2 Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms