Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Тягость в радость


В середине апреля телеком-оператор «Дом.ru» (контролируется Пермской финансово-производственной группой, занимает 12% российского рынка широкополосного доступа в интернет и 13% рынка кабельного ТВ) объявил о создании аналитической системы, которая позволяет выявить группы клиентов с низким уровнем лояльности к оператору и проводить целевые мероприятия, направленные на ее повышение. Подрядчиком выступила компания Glowbyte Consulting. Источниками данных стали сведения биллинга, дополненные социально-демографическими характеристиками абонентов.

— Для тестовой кампании мы выбрали несколько городов со сходными характеристиками и с помощью новой системы рассчитали уровень лояльности каждого абонента, — рассказывает директор по продукту «Дом.ru» Андрей Чазов. — Это позволило нам определить целевую группу, к которой необходимо применить меры по удержанию. Выбранных абонентов мы разделили на две части — контрольную (к ней ничего не применяли, чтобы максимально точно определить эффект наших действий) и «боевую».

Итоги весьма впечатляющи, отмечают в «Дом.ру»: первая кампания, проведенная после трех месяцев работы системы, показала повышение уровня лояльности клиентов в целевой группе на 10%.

Топ-менеджеры ИТ-компаний, опрошенные «Э-У», говорят: в кризис потребность в BI-инструментах возрастает, поскольку они позволяют точно оценивать состояние бизнеса и принимать взвешенные и оперативные управленческие решения.

Расти вглубь

— В 2014 году в условиях сокращения потребительского спроса многие компании стали оптимизировать процессы и создавать конкурентные преимущества с помощью ИТ, — комментирует руководитель уральского филиала IBM Андрей Пономарев. — Драйверы этого движения — банки, торговые сети и телеком-операторы, ключевым элементом бизнес-стратегии которых стало не расширение присутствия, а удержание клиентов. Потому интерес у них вызывали готовые методологии, адаптированные к отрасли и позволяющие минимизировать отток потребителей, настроить кросс-продажи, применять real-time маркетинг, прогнозировать спрос, управлять ценообразованием, ассортиментом, закупками. В нынешних условиях предприятия вынуждены быть гибкими, ситуация сама заставляет их обращать внимание на бизнес-аналитику.

Руководитель MangoOffice в Екатеринбурге Александр Губа фиксирует повышение интереса к аналитическим инструментам и со стороны малого бизнеса:

— В нашем случае BI — не отдельный продукт, а опции облачного сервиса, потому в деньгах этот сегмент посчитать довольно сложно. Но одно можно сказать с уверенностью: глубина использования продуктов, в том числе и аналитических функций, растет. Об этом говорит и рост среднемесячного платежа абонента (в основном это малые и средние компании) почти на 30% за год, и то, что суммарная выручка от применения модуля мониторинга и аналитики в виртуальной АТС увеличилась в два раза (тогда как клиентская база приросла на 18%).

По данным аналитических агентств, российский рынок BI чувствует себя неплохо, хотя динамичным его едва ли назовешь. В 2014-м он показал прирост в районе 3 — 5% (по софту и услугам) относительно 2013-го. Это ожидаемо: в 2011-м, по оценке TAdviser, показатель равнялся 35%, в 2012-м — 15%, в 2013-м — 7%. Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Прогноз» Сергей Шестаков называет отечественный рынок BI «зрелым».

В качественном плане игроки рынка фиксируют три тренда. Первый — рост спроса на продукты Data Dicovery и Self-Service (речь идет о решениях user friedly, заточенных на визуализацию данных, расчеты в оперативной памяти, их целевая аудитория — не ИТ-директора или аналитики, а управленцы, подробнее см. «Аналитика самообслуживания», «Э-У» № 13 от 24.03.2014). «Любому бизнесу требуется быстрый и простой инструмент обработки больших объемов данных, который позволит выделить из общего потока нужную и достоверную информацию», — отмечает руководитель центра компетенций по продаже систем бизнес-аналитики компании Softline Сергей Сотрихин.

— Data Discovery, решение in-memory постепенно выходят в тираж, — добавляет руководитель направления Analytics & Big Data компании «Крок» Роман Баранов. — На практике продвижению этих умных технологий мешают разногласия между руководителями финансового и ИТ-блока компаний. Управленцам нужен визуальный интерфейс, а разработчики или Data Scientists, как их модно называть, чаще всего выступают за анализ данных с помощью какого-либо языка программирования (Java, Python, SQL и т.д.). В результате бизнес-пользователи получают вовсе не то, что хотели.

По словам Сергея Шестакова, некоторые западные вендоры создают отдельные продукты Data Discovery, не всегда обладающие основной BI-функциональностью (или недостаточно с ней интегрированные):

— «Прогноз» развивает эти возможности в рамках единой платформы бизнес-аналитики. Наша компания делает ставку на развитие в едином продукте механизмов легкого импорта данных, удобного поиска показателей и продвинутых средств аналитической обработки информации, считая эти инструменты одними из важнейших для успешности современных BI-систем.

Второй тренд — внимание к продвинутой прогнозной и предписывающей аналитике. «Со второй половины 2014 года мы наблюдаем рост интереса к качественному анализу, — констатирует первый вице-президент по работе со стратегическими заказчиками компании «Открытые технологии» Григорий Шевченко. — Компаниям уже мало традиционных отчетов, пусть даже и выполняющихся быстро. Все более востребованным становится глубокий бизнес-анализ и выявление узких мест для оптимизации и устранения потерь».

Передовики здесь все те же — банки, телеком и ритейл. Причина — в высокой конкуренции. «Финансовые институты в обозримой перспективе останутся главными потребителями подобных решений, — уверен генеральный директор компании BI Partner (входит в группу «Ай-Теко») Андрей Тиунов. — В этой сфере применение продвинутой аналитики обусловлено качественно иным отношением к термину “риск”».

Третий тренд — интерес к решениям оте­чественных разработчиков и системам на основе открытого исходного кода. Такова специфика момента: санкции США и ЕС (основных поставщиков BI-продуктов в мире) заставляют заказчиков (особенно из госсектора) заниматься импортозамещением.

Хотя будем откровенны: минусов в этом развороте пока больше, чем плюсов. Во-первых, решения open source не являются продуктом отечественной индустрии, потому говорить о накоплении какого-либо интеллектуального капитала не приходится. Во-вторых, открытые продукты, даже сравнимые по функционалу с проприетарным ПО (от proprietary — частное, патентованное), например классика жанра — Pentaho BA, Spago BI и JasperSoft BI, сложны для конечного пользователя. Сюда же добавим проблемы с их техподдержкой и интеграцией.

В-третьих, в России слишком мало конкурентоспособных разработчиков. Если посмотреть на магические квадранты Gartner (одно из наиболее авторитетных исследований, определяющих силу компаний в том или ином ИТ-секторе) BI and Analytics Platform и Advanced Analyrics Platforms, мы обнаружим в них только пермский «Прогноз». Но и он пока находится в сегменте нишевых игроков. Лидеры в первом квадранте Gartner — IBM, Oracle, SAP, SAS, MicroStrategy, Microsoft, Qlik, Tableau и Information Builders, во втором — IBM, SAS, Rapid Miner и KNIME. Если власти искусственным образом будут ограничивать им доступ на рынок, госсектор и (что более важно) госкомпании проиграют в глобальной битве за эффективность.

Некуда падать

— Потенциал BI на российском рынке огромен, — уверен Сергей Сотрихин. — Это объясняется тем, что у многих компаний есть возможность повысить эффективность с помощью систем бизнес-аналитики на 10 — 20%. Для крупных компаний срок окупаемости проекта составляет от нескольких месяцев до одного года.

— Мировой рынок будет расти. Остановить этот рост сможет лишь глобальная вой­на или катастрофа, — добавляет Григорий Шевченко. — Россия, как обычно, выбирает свой путь. Но, думаю, вероятность кардинальных изменений невелика. Мы будем наблюдать дальнейшее укрупнение игроков и консолидацию бизнеса вокруг государственных ресурсных активов. Для рынка BI это благоприятная ситуация — чем больше компания, тем больше потери из-за ошибок в управлении.

ИТ-специалисты солидарны: единственный сдерживающий фактор для развития сектора бизнес-аналитики заключается в том, что компания должна «созреть» для внедрения BI-решения. Понятно, что в условиях кризиса срок этого «созревания» (особенно в секторе крупного бизнеса) заметно увеличится.

Вероятно, в таких условиях одним из драйверов роста рынка могут стать средние компании. Пока в области реализации BI-проектов они не слишком активны. В этом есть вина вендоров и интеграторов: они продолжают «окучивать» крупные предприятия, существенная часть которых уже внедрила решения в области бизнес-аналитики.   

— С функциональной точки зрения будет происходить дальнейшее взаимное сближение и обогащение корпоративных BI-платформ и продуктов Data Discovery и Self-Service, — прогнозирует Сергей Шестаков. — Продолжит расти спрос и, соответственно, число проектов, связанных с моделированием и прогнозированием. На мировом рынке активно формируется новый тренд — Self Data Preparation. Речь об облегчении инструментов подготовки данных, предоставление их напрямую бизнес-пользователям.

На наш взгляд, еще одним трендом в среднесрочной перспективе станет формирование рынка облачных BI-продуктов. Этому будет способствовать желание компаний (особенно средних и малых) использовать более сложные инструменты сбора и анализа данных и одновременно сокращать расходы в ИТ-инфраструктуру. Пока облачные решения не обладают достаточной функциональностью и возможностями кастомизации, к тому же они дороги. Однако в будущем рынок должен найти баланс между стоимостью и пользой.