Падает ли в нынешних непростых условиях российский ИТ-рынок? Вопрос в том, в чем его измерять. В долларовом выражении рынок сокращается: по данным международной аналитической компании IDC, в прошлом году он упал на 15%, составив менее 30 млрд долларов (см. график 1). Если же оценивать в рублях, то можно констатировать, что за последний год рынок даже вырос: по данным Минэкономразвития, прошлом году его объем составил 698 млрд рублей, что на 2,2% больше, чем в 2013-м (658 млрд рублей, см. график 2).
«Могло быть хуже» — так оценивают последние результаты развития отечественного ИТ-рынка его участники. Напомним, что в прошлый кризис российский ИТ-рынок по итогам 2009 года упал почти на треть (см. график 1). Почему рынок все еще демонстрирует относительно стабильные показатели и ждет ли его обвал в ближайшем будем?
Инфраструктурное насыщение
Вообще-то российский ИТ-рынок начал стагнировать и показывать легкие отрицательные показатели задолго до внешнеполитической турбулентности. «Это далеко не первый кризис, с которым сталкивается отечественная ИТ-индустрия, — комментирует ситуацию Алексей Бадаев, вице-президент компании Acronis по продажам в СНГ и странах Восточной Европы. — Компании, которые до сих пор существуют и пережили предыдущие кризисы, уже располагают наработками по успешному преодолению неблагоприятных экономических условий. Остальные сгинули».
Напомним, что в 2009-м российский ИТ-рынок сократился на 31%, но уже в следующем году начал активно восстанавливаться: в 2010-м он вырос на 30%, далее подрастал на 10–20% в год, а вот в 2013 году упал в долларовом выражении почти на 5%.
Начавшееся в позапрошлом году торможение ИТ-рынка во многом связано с его насыщением. «Все дело в насыщении инфраструктурного сегмента, — объясняет Максим Михалев, директор по развитию бизнеса группы компаний Custis. — Все информационные технологии можно разделить на два крупных сегмента: инфраструктурные — поддерживающие деятельность компаний, но не определяющие их “лицо” (сети, ЦОДы, базовое ПО и так далее), и структурные — обеспечивающие ключевые процессы, которые предоставляют бизнесу конкурентные преимущества. Последние пятнадцать-двадцать лет основным драйвером развития ИТ-отрасли был инфраструктурный сегмент: покупались и внедрялись ERP-системы, строились ЦОДы, модернизировалась аппаратная инфраструктура. Иными словами, активно закладывался ИТ-фундамент компаний. А поскольку для полноценной поддержки основных процессов инфраструктура должна быть избыточной (дороги перестают быть транспортной инфраструктурой, когда они парализованы пробками; в отношении ИТ-инфраструктуры действует тот же принцип), объемы и потенциал роста были действительно огромными. Сегмент ИТ, нацеленный на обеспечение конкурентных преимуществ, тоже рос, особенно в отраслях, работающих с большими объемами и потоками данных (финансовая сфера, ритейл и телеком), однако его доля была существенно меньше инфраструктурной. В последние годы мы как раз видим насыщение инфраструктурного сегмента. И