Все разговоры о том, что Россия — великая держава, ничего не стоят, пока у страны нет современной электронной промышленности. Подавляющее большинство уникальных характеристик любой современной техники обеспечивается «электронной начинкой». В настоящее время от 90 до 95% электронных компонентов в новейших разработках российской техники иностранные. В последнее время российские власти осознали эту проблему.
В середине прошлого года стало известно, что Минпромторг оказывает поддержку компании «Baikal electronics » в создании семейства процессоров «Байкал»; проект начал реализовываться в 2012 году.
В мае 2015-го «Baikal electronics» сообщила о выпуске опытного образца своего первого процессора, а в августе экспертный совет Фонда развития промышленности (ФРП) при Минпромторге одобрил заем размером 500 млн рублей для начала массового производства процессоров «Байкал-Т1».
Мы обратились к генеральному директору компании Светлане Легостаевой с просьбой прокомментировать эту новость.
— Что сделано и почему то, что сделано, так важно?
— Сделан инженерный образец нового современного процессора. Наши специалисты создали не просто процессор, а первую отечественную систему на кристалле с большим набором современных высокоскоростных интерфейсов. Важно отметить, что это также первая в мире реализация новейшей версии ядра Warrior P-class P5600 популярной процессорной архитектуры MIPS. В России есть заслуживающие уважения разработчики, и их продукция важна для страны, но с точки зрения мировой конкурентоспособности такой разработки, как наш процессор, пока не было.
И по оценкам международных экспертов, нашу команду разработчиков можно причислить к двадцатке лучших в мире. Потому что мы не только разработали продукт мирового уровня, но разработали его в сроки, принятые в мировой практике.
— О каком уровне идет речь?
— Этот уровень складывается из технических характеристик, применяемых норм топологии, современных интерфейсов, поддерживаемой сообществом программистов архитектуры.
Повторю: создан не просто процессор, а система на кристалле, когда вся ключевая высокоскоростная периферия сосредоточена на одном кристалле с процессором. Это абсолютно современный, конкурентоспособный тренд.
У нашего продукта очень достойные показатели по энергоэффективности и производительности. А в контексте импортозамещения еще очень важно, что мы — разработчики софта, который управляет ядром процессора. Если вы его не знаете — никакой западный поставщик процессоров вам его никогда, понятно, не раскроет, — то, в общем, для вас поведение микропроцессора остается непредсказуемым. А процессор — это все-таки главный элемент любого решения. Если вы не понимаете, как он живет, это несет в себе определенные риски, в том числе и в плане безопасности. Мы же готовы предоставлять разработчикам устройств эту информацию, чтобы они могли детально изучать наш процессор и максимально использовать его возможности.
— Этот процессор двухъядерный*, а когда начиналась разработка, в прессе сообщали, что ре