В Набережных Челнах впервые публично представили одну из самых амбициозных разработок российского автопрома последнего десятилетия —- беспилотный КамАЗ. Инновационный грузовик демонстрировался на территории научно-технического центра Камского автозавода, где он самостоятельно преодолел дистанцию, объехал встречные препятствия и выполнил все маневры, посылаемые с пульта управления. В том числе развороты, змейки и остановку перед пешеходами. Те же самые действия были проделаны в составе колонны из двух автомобилей. Ожидается, что в серийное производство роботизированные грузовики будут запущены в 2022 году. К этому времени беспилотники смогут видеть и понимать дорожную обстановку лучше человека. Благодаря этому движение станет безопаснее, потребление топлива снизится, а автотранспортные перевозки будут дешевле, чем железнодорожные. С такими прогнозами сегодня выступают все отечественные и зарубежные эксперты, так как создание «умных» машин уже давно один из главных трендов мирового автопрома. Ведущие автопроизводители активно занимаются проектированием машин-роботов, которые в конечном итоге должны привести к революционным изменениям в автомобилестроении. Уже в 2035 году до 90% всех продаваемых грузовиков и легковушек будут беспилотными, а их совокупный рынок составит порядка 600 млрд долларов. На этом фоне наш КамАЗ при благоприятном развитии событий лет через пятнадцать сможет занять 5–6% этого рынка в своем классе. А Россия имеет все шансы вернуть свои позиции в грузовом сегменте глобального автопрома. Тем более что отечественные модели, как утверждают разработчики, смогут успешно передвигаться не только по современным шоссе и автобанам, но и по бездорожью в плохую погоду.
Вкалывают роботы, люди отдыхают
Проект реализуется в рамках программы «Национальная технологическая инициатива» (НТИ). О ее запуске в прошлом году объявил Владимир Путин, подчеркнув, что она является одним из приоритетов государственной политики. Ответственность за реализацию НТИ, которая нацелена на создание новых рынков и генерирование условий технологического лидерства России к 2035 году, возложена на Агентство стратегических инициатив (АСИ). В целом программа охватывает около десяти направлений. Однако первоочередное финансирование из госбюджета получат четыре проекта: беспилотные летательные аппараты, беспилотный морской транспорт, беспилотные автомобили и искусственные компоненты сознания и психики. Сейчас наиболее успешна именно разработка беспилотного грузовика на базе КамАЗа-5350. Кроме автозавода в проекте участвуют «Татнефть» и «Союз-Агро», а также группа компаний Cognitive Technologies и НИТУ МИСиС. Первые две структуры будут отвечать за организационные вопросы и финансовую поддержку проекта, а вторые две — за создание искусственного интеллекта.
Монтаж оборудования на беспилотном КамАЗе, разработка которого началась в 2014 году, завершился в начале мая. На проектную модель были установлены комплектующие, необходимые для автономного движения. Это видеокамеры, систем