Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
М. Монтень
Происходит новая «тихая» технологическая революция, которую мало кто заметил, которую увидели пока что только ученые-профессионалы, — когнитивная революция, или революция познания.
Одной из причин такой незаметности является тот факт, что ее реализация лежит в сфере других, хорошо известных областей научной деятельности — информационных технологий (ИТ), прикладной математики, теории управления, биотехнологий, психологии, философии и гносеологии. Иными словами, когнитивистика — это новый научный тренд, ориентированный на задачи познания и интегрирующий в себе широкий класс уже известных и развивающихся технологий: математических, информационных, естественно-научных и, что особенно важно, гуманитарных.
Заметим, что при строго формализованной постановке проблема познания является логически противоречивой. В соответствии с теоремой Геделя о неполноте система не допускает самоидентификации, то есть полного определения без использования внешних дополнений. В данном случае нельзя полностью определить познание средствами самого процесса познания.
Однако даже частные неполные решения в теории познания могут привести к революционным изменениям в развитии цивилизации. Кроме того, постепенно создается почва и для логически полного решения данной задачи. Экспоненциальное развитие компьютерных и информационных технологий позволяет приблизиться к созданию локального искусственного интеллекта (artificial intelligence, AI), способного выступить в качестве того самого «внешнего дополнения», которое необходимо для замкнутости формального решения.
В настоящее время когнитивистика представляет собой совокупность разнородных научных дисциплин, объединенных общей целевой задачей изучения, моделирования, имитации и совершенствования процесса познания. Важнейшей особенностью когнитивистики является интеграция (точнее, попытка интеграции) гуманитарных, естественно-научных и математических знаний.
Гуманитарные технологии когнитивистики
Первыми к проблеме познания обратились философы. Действительно, трудно строить представления о структуре мироздания, о первичности материального или духовного, если не определен сам процесс понимания человеком окружающего мира, если даже не установлено, существует ли вообще этот мир вне субъективной фантазии человека или субобъективных представлений социума.
Мало кто осмеливался отвергать хорошо формализованную Аристотелеву логику рассуждений, однако любая логическая последовательность должна исходить из какой-то начальной совокупности знаний. Откуда они берутся? Возглавляемые Джоном Локком эмпирики считали, что источником любого познания является исключительно опыт. В противовес эмпиризму рационалисты, последователи Рене Декарта, утверждали наличие некоторого начального знания, не зависящего от опыта. Сюда же, в категорию начального знаний, включалась и сама