Три недели в боксе инфекционной больницы на Соколиной Горе в Москве, капельницы, диета, жесткий шмон продовольственных передач от родителей — это все, что осталось в памяти одного из моих коллег по редакции от подхваченной в шестилетнем возрасте в Казахстане желтухи. Этот самый простой вирусный гепатит — типа А — научились полностью излечивать в середине прошлого века. А первое представление о гепатите было сформулировано известным русским ученым Сергеем Боткиным в конце XIX века. До него болезнь относили к желудочно-кишечным. Он же утверждал, что она связана с печенью и именно вещество из печени (билирубин) вызывает желтушность кожи и глаз. Желтуху, болезнь Боткина, или вирусный гепатит А, называют болезнью грязных рук. Источником являются зараженные продукты и вода.
Однако у гепатита А оказались гораздо более коварные родственники. В 1966 году был выделен антиген вируса В, за что его первооткрыватель Барух Блумберг позже получил Нобелевскую премию. Когда в 1970-х были разработаны методы диагностики гепатитов А и В, выяснилось, что многие образцы не подходят ни под тот, ни под другой вирус, и неизвестный вариант прозвали гепатит «ни А, ни В». В 1989 году в США он был идентифицирован как гепатит С. На это ушло шесть лет интенсивных исследований. В конце 1970-х был открыт вирус гепатита D, который назвали вирусом-паразитом, поскольку он может вызывать заражение только у человека, уже пораженного вирусом гепатита В. В 1980-х был идентифицирован вирус гепатита Е. Сейчас называют еще несколько вирусов гепатита — G, F, TT, но они пока недостаточно изучены.
Вирусный гепатит С именуют тихим убийцей — за то, что в острой фазе после заражения он протекает практически бессимптомно. Или вызывает лишь недомогание, сопли и прочие атрибуты многочисленных ОРВИ. Международное исследование QUEST, результаты которого приводились на конгрессе по заболеваниям печени, прошедшем в апреле в Барселоне, показало, что из 4000 респондентов — носителей вирусного гепатита С (ВГС) в 73 странах 70% не подозревали, что заражены этим вирусом. Как правило, диагноз всплывал случайно: при сдаче анализов для госпитализации, при беременности или обследования для военкомата. Либо у зараженного человека начинались проявления уже пораженной печени. Болезнь может протекать тихо 7–15 лет, а потом переходить в стадии фиброза (разрастания соединительной ткани), затем цирроза (гибели тканей) печени, а зачастую и рака печени. Правда, иногда, но не часто, иммунная система справлялась с вирусом, и он уходил из организма.
До недавнего времени ВГС лечили так называемой двойной терапией — интерфероном и рибавирином. Однако это лечение помогало в 40–80% случаев (в зависимости от генотипа вируса), давало массу побочных эффектов, в результате чего многие пациенты бросали лечение. Лишь в 2011 году появились первые два препарата так называемого прямого противовирусного действия, которые стали показывать обнадеживающие результаты, но в плане побочных явлений тоже были небезупречны. А в 2014–2015 годах н