Рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) переживает колоссальный подъем. Сейчас он обладает примерно тем же потенциалом, что и производство автомобилей 100 лет назад. Очевидно, что важнейшие инновационные разработки в сфере БПЛА и взрывное развитие отрасли — впереди, и кто раньше предложит миру оптимальные технические решения, тот получит шанс собрать все сливки с рынка. Причем произойдет это в самом ближайшем будущем. Всего через два–три года популярные сегодня мультикоптеры и беспилотные самолеты рискуют потесниться перед новым изобретением — конвертопланом (совмещает качества вертолета — взлетать вертикально и зависать в воздухе, и самолета — преодолевать большие расстояния). Во всяком случае, на такой сценарий рассчитывает новосибирская компания «Оптиплейн Беспилотные Системы» — разработчик сверхмалых БПЛА с изменяемой аэродинамической схемой. Придумав, испытав и получив заказы на производство гибридной модели, компания намерена до середины 2017 года запустить первый в мире легкий беспилотный промышленный конвертоплан в серийное производство.
Мир дронов
Вдохновил новосибирских техников-изобретателей на создание беспилотного конвертоплана глава и основатель интернет-компании Amazon.com Джефф Безос, одновременно развивающий аэрокосмическую компанию Blue Origin. В конце 2013 года американский предприниматель анонсировал сервис доставки грузов с помощью беспилотников, получивший название Amazon Prime Air.
«Идея создания бизнеса у меня появилась вскоре после того, как Безос произнес свою знаменитую фразу — заявил, что в ближайшие годы Amazon Prime Air будет так же часто встречаться в небе, как фуры на автодорожных магистралях. После этого многие компании во всем мире повернулись в сторону беспилотников. Интерес к этому рынку многократно вырос», — вспоминает собственник и генеральный директор компании «Оптиплейн Беспилотные Системы» Кирилл Яковченко. Причем новосибирский предприниматель хотел не просто делать беспилотники, а создать собственную сеть дрономатов — не существующей пока еще в мире сети станций автоматического приема и выдачи малогабаритных отправлений БПЛА.
В момент создания бизнеса в 2014 году у главы «Оптиплейн Беспилотные Системы» было четкое понимание, что ни одно из существующих на мировом рынке сверхмалых БПЛА не отвечает требованиям быстрой, дешевой и дальней (десятки и сотни километров) доставки товара по воздуху. «Мы зашли на рынок в момент колоссального интереса общества к мультикоптерам. К этому времени на рынке появилось большое количество моделей, но если они и отвечали требованиям частной фото- и видеосъемки, то совершенно не годились для доставки грузов или для дальнего мониторинга. У мультикоптеров слишком невысокая горизонтальная скорость, малая дальность и короткая продолжительность горизонтального полета, — рассказывает Кирилл Яковченко.
«Для решения нашей задачи не подходили и беспилотные самолеты. Да, самолеты далеко летают, но у них слабая маневренность, и они нуждаются во взлетно-посадочных полосах. Стало ясно, что сеть доставки можно построить только на гибридах— аппаратах, которые совмещают в себе качества самолета и мультикоптера».
«Роснано» в помощь
Кирилл Яковченко увидел совершенно пустую и чрезвычайно перспективную рыночную нишу. Для разработки сначала гибридной модели, а потом и конвертоплана он привлек к работе опытных инженеров, специализирующихся на разработке летательных аппаратов. Среди его сотрудников оказались разработчики серийных комплексов БПЛА Андрей Сабадаш и Дмитрий Костюков. Первый — многократный победитель соревнований авиамоделистов, рекордсмен мира и России (среди прочего, ему принадлежит мировой рекорд дальности полета с возвращением в классе сверхлегких моделей с электрическим двигателем — 84,6 км), второй — победитель всероссийских и международных научно-практических и исследовательских конференций.
«Денег на разработку экспериментальных моделей-гибридов катастрофически не хватало. Одновременно с проектированием гибридных летательных аппаратов мы начали оказывать консультационные услуги по созданию обычных мультикоптеров и беспилотных самолетов. Зарабатывали небольшие деньги и параллельно двигали свой проект, искали инвесторов», — говорит Кирилл Яковченко. Вскоре бизнес-идея «Оптиплейн Беспилотные Системы» заинтересовала экспертный совет Технопарка новосибирского Академгородка («Академпарк»), и компания получила статус его резидента — а значит, льготные условия аренды, дополнительные возможности продвижения и высокотехнологичную базу для создания пилотных образцов. Первую поддержку осуществил и медицинский технопарк (ИМТЦ), рассматривающий применение гибридных аппаратов в области медицины и первой помощи. Высоко оценили проекты новосибирской компании и в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина. А когда в начале 2015 года у «Оптиплейн Беспилотные Системы» появились первые физические образцы новаторских решений, бизнес Кирилла Яковченко решила поддержать госкорпорация «Роснано».
«Наноцентры «Роснано», «Сигма-Новосибирск» и «Т-Нано» включили наши разработки в свой пул проектов и профинансировали реализацию первого этапа проекта, в результате которого был создан первый опытный экземпляр конвертоплана. «Роснано» заинтересовано в производстве востребованных рынками беспилотных летательных аппаратов, поэтому готова финансировать самые перспективные разработки в этой области», — рассказывает о работе с госкорпорацией основатель «Оптиплейн Беспилотные Системы». Назвать цифры контракта с «Роснано» Кирилл Яковченко отказался, сославшись на конфиденциальность информации. Однако сообщил, что сумма эта составляет несколько миллионов рублей.
Уйти в отрыв
Физически компания «Оптиплейн Беспилотные Системы» создала пока только одну новаторскую разработку — гибрид Colibri-S. Это БПЛА с дальностью полета до 20 км, грузоподъемностью 1,5 кг. Аппарат может находиться в воздухе около 30 минут, двигаясь с максимальной скоростью свыше 20 м/с. Точность выполнения заданий — 0,2 метра. Как уверяет Кирилл Яковченко, по своим базовым характеристикам эта модель превосходит все ведущие мировые аналоги, которые могут быть использованы для доставки товаров. В качестве ближайших конкурентов он называет две модели китайской компании DJI — ведущего мирового производителя мультикомптеров — Phantom 3 Professional и Inspire 1. Но и тот, и другой способны летать лишь на 2 км при продолжительности полета до 23 минут и скорости до 20 м/с. А главное, их конструкция не предполагает транспортировку дополнительных грузов.
По словам Кирилл Яковченко, первую серию БПЛА Colibri-S в количестве 50 экземпляров его компания выпустит осенью текущего года.
Дальность полета гибрида Colibri-S — до 20 км, грузоподъемность — 1,5 кг. Аппарат можетнаходиться в воздухе около 30 минут, двигаясь с максимальной скоростью свыше 20 м/с. Точность выполнения заданий — 0,2 метра. Первую серию Colibri-S в количестве 50 экземпляров новосибирская компания выпустит осенью текущего года.
Однако флагманским проектом компании «Оптиплейн Беспилотные Системы» должен стать лучший в мире беспилотный конвертоплан, получивший название Colibri-M. Отличительная особенность конвертоплана — поворотные движители (как, правило, винтовые), которые на взлете и при посадке работают как подъемные, а в горизонтальном полете — как тянущие. «Самый знаменитый в мире конвертоплан — это американский Osprey, который находится на вооружении ВМС США. В какой-то степени мы решили повторить американский опыт, но только в виде беспилотного летательного аппарата и в гражданских целях», — объясняет Кирилл Яковченко.
Конвертоплан Colibri-M рассчитан на дальность полета до 100 км при грузоподъемности до 7 кг. Аппарат с размахом крыльев в три метра сможет находиться в воздухе не менее двух часов. Крейсерская скорость Colibri-M — 100 км/час, максимальная — 150 км/час. Опытный образец конвертоплана Кирилл Яковченко рассчитывает получить до конца текущего года, а уже через год он надеется запустить его в серийное производство.
В качестве аналогов Colibri-M можно рассматривать российские разведывательные беспилотные конвертопланы «Эра-50» и «Эра-100» производства компании «Аэрокса». «Мы изучили аппараты наших конкурентов. Аналогов того, что мы сейчас делаем, вообще говоря, нет. Преимущество нашей разработки заключается в совокупности аэродинамической схемы и ряда конструкторских решений, делающих аппарат и легким, и аэродинамичным, и прочным. Аппарат работает в полностью автоматическом режиме, и ему не нужен даже наземный оператор. Конвертоплан, получив команду, способен самостоятельно взлететь, выполнить задачу и вернуться на базу. При этом и наш гибрид, и конвертоплан работают и в режиме ручного управления», — констатирует Кирилл Яковченко.
Естественно в качестве конкурента на мировом рынке доставки товаров новосибирцы рассматривают интернет-компанию Amazon.com. Как заявил СМИ Джефф Безос, технология Amazon Prime Air уже готова к использованию, однако необходимо принятие законных актов, регулирующих использование дронов на территории США. Сейчас доставку товаров дронами Amazon тестирует за пределами США — в Великобритании, Нидерландах, Канаде.
Двойное назначение
В качестве рынка сбыта инновационных БПЛА генеральный директор компании «Оптиплейн Беспилотные Системы» в первую очередь рассматривает страны Запада, так как в России этот рынок находится в зачаточном состоянии, а низкая платежеспособность населения не позволяет бизнесу развиваться быстрее.
«История про импортозамещение — это не наша история. Нас интересует создание исключительно конкурентных на мировом уровне летательных аппаратов. Наш основной рынок — это частники и малый бизнес. Фактически мы хотим потеснить компанию DJI, которая занимает не менее 60% мирового рынка мультикоптеров. Считаем, что мы предлагаем рынку хорошую альтернативу», — комментирует Кирилл Яковченко.
Помимо доставки небольших грузов конвертоплан можно использовать для проведения фото- и видеосъемки, обследования поверхности тепловизором, мониторинга состояния дорог, трубопроводов, вести наблюдение за прохождением паводков.
Тем не менее, компания Кирилла Яковченко намерена занять заметную долю и на российском рынке БПЛА. Разработчик уже получил предзаказы от хозяйств Кузбасса, Дальнего Востока и Горного Алтая. «Недавно мы заключили соглашение о партнерстве с нашим соседом по Технопарку компанией Bimworks о создании трехмерных моделей зданий и сооружений при помощи беспилотников», — рассказывает предприниматель.
Заинтересовались разработками «Оптиплейн Беспилотные Системы» и российские военные. В конце марта текущего года новосибирская компания презентовала свои проекты руководству Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Минобороны РФ. Военные увидели в новых БПЛА силу, способную решать разведывательные задачи, вести борьбу с беспилотниками противника, вести радиоэлектронную борьбу и так далее. «Минобороны положительно оценил наш аппарат и пригласил на совместное учение с военной техникой. Так что надеемся, у нас появится заказ на производство Colibri от Минобороны», — улыбается Кирилл Яковченко.
Калькулятор
Стартовые вложения в свой бизнес Кирилл Яковченко оценил в 2 млн рублей. Деньги пошли на аренду офиса, покупку компьютеров и оборудования для создания образцов БПЛА. Среди контрагентов компании — несколько приборостроительных и ИТ-стартапов «Академпарка». Сегодня в штате компании три сотрудника, из них два — инженеры и один — менеджер. Еще с четырьмя специалистами компания «Оптиплейн Беспилотные Системы» работает на условиях договора подряда. Средний размер оплаты труда не раскрывается. «Мы не достигли пока точки безубыточности, поэтому зарплаты невысокие», — объясняет Кирилл Яковченко.
Рыночную стоимость гибрида Colibri-S он оценил в 6–8 тыс. долларов в зависимости от комплектации, при целевой себестоимости изделий — в 3–4 тыс. долларов. Назвать рыночную стоимость конвертоплана Colibri-M он затруднился, но предположил, что она будет втрое выше, чем у малого гибрида.
Стартовые вложения в бизнес компания намерена окупить осенью текущего года, после первого серийного выпуска Colibri-S.
Планы
Всего через два года глава компании «Оптиплейн Беспилотные Системы» рассчитывает увидеть свои БПЛА на полках американских и европейских супермаркетов по соседству с изделиями DJI. А еще через два–три года новосибирская компания рассчитывает создать опытный образец большого конвертоплана, способного перевозить грузы весом в сотни килограммов и даже людей. «Уверен, что в перспективе в десять–двадцать лет пассажирские перевозки будут осуществляться на конвертопланах. Это будет индивидуальный вид транспорта. Может быть, это звучит как фантастика, но многое из того, чем мы пользуемся сегодня, было настоящей фантастикой еще каких-то 30–50 лет назад», — замечает Кирилл Яковченко.
С параметрами будущей сети дрономатов компания намерена определиться до конца текущего года. «Сеть будет создаваться, но ее география и стоимость еще не определены», — объяснил предприниматель.