Еще с 1 января этого года российское правительство запретило государственным и муниципальным органам власти свободно закупать иностранное программное обеспечение (ПО) при наличии его отечественных аналогов. Этот запрет не коснулся только зарубежных дипломатических и торговых представительств России, а также закупок софта, охраняющегося государственной тайной. Всем остальным государственным организациям, желающим закупить иностранное ПО, необходимо, сверившись со специальным реестром, убедиться, что там нет отечественных аналогов. Если же они есть, то тогда приобрести зарубежный софт можно лишь представив внятные объяснения, почему не подходит аналогичный наш. Эта мера призвана резко снизить объемы лицензионных отчислений, которые ежегодно платят зарубежным производителям ПО российские структуры. Сейчас, по данным Минкомсвязи, сумма таких платежей в пользу иностранцев в целом по стране достигает 280–290 млрд рублей в год, при этом почти треть из них приходится на государственный сектор.
Но это, как оказалось, был только первый шаг. Уже в конце июля премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил трехлетний план полного перехода всех госорганов и государственных внебюджетных фондов на отечественное офисное ПО. За это время предстоит разработать и принять все необходимые документы, определить требования к программному обеспечению и правила представления офисного софта, а также реализовать пилотный проект. Это означает, что выполнение действующего сейчас общего плана замещения импортного программного обеспечения в России, разработанного Минкомсвязи, будет резко ускорена. Напомним, что согласно этому документу к 2020 году доля всего импортного ПО в нашей стране должна сократиться до 75%, а к 2025 году — до половины. О том, какие возможности открывает правительственная директива перед российскими разработчиками, какое импортное ПО и в каких отраслях нам необходимо замещать в первую очередь и какие шаги в этом направлении уже сделаны, в интервью «Эксперту» рассказал член наблюдательного совета ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» Евгений Лифшиц.
— Сейчас практически весь рынок программного обеспечения в России контролируют иностранцы. На какую его долю могут претендовать российские разработчики, если инициативы властей будут реализованы в полной мере?
— В целом IT-рынок нашей страны составляет сейчас порядка триллиона рублей в год. Из них на софт и IT-услуги приходится где-то около 400 миллиардов рублей. Но это не только бизнес-приложения, а еще и так называемое ландшафтное ПО, операционные системы, базисные продукты. Я уверен, что очень многое из этого мы в состоянии заместить российскими продуктами. Конкретные цифры сейчас назвать трудно, но думаю, что точно больше половины рынка.
Что же касается самого решения правительства о переходе на отечественный софт, то оно очень позитивно для нашей отрасли. Это открывает перед ней поистине колоссальные возможности как по захвату внутреннего рынка, так и для создания пр