В управлении финансовыми потоками уже многое изменилось и продолжает меняться. Наши отцы, да и некоторые из нас еще относительно недавно ходили в сберкассы с книжками, и все, что они могли — оформить банковский вклад, аккредитив, или, может, вычет какой.
Теперь посмотрим на 2015 год. Только по оценкам J’son & Partners Consulting, в нашей стране в 2014 году оборот платежей через ЭПС (электронные платежные системы) приблизился к 3 трлн рублей. Это не переводы в банке, это электронные платежи!
Наиболее быстрорастущим сегментом являются, безусловно, мобильные платежи, оборот которых за первое полугодие 2015 года превысил 120 млрд рублей. Перспективность данного направления подтверждается как появлением множества новых игроков, так и повышением активности банков в этой сфере.
Телефон вместо чековой книжки
Так или иначе, уже точно ясно — конкуренция на рынке мобильных платежей будет нешуточной. Подтверждают данный факт исследования ведущих аналитических агентств. Так, Gartner сообщает, что каждый год рынок мобильных транзакций будет расти примерно на 40%, а J’son & Partners Consulting обещает, что в 2016 году оборот платежей, выполненных посредством мобильных девайсов и соответствующих финансовых сервисов, превысит 2,6 триллиона (!) рублей. За последние два года специалисты отмечают высокие темпы роста всех каналов транзакций: электронные кошельки, банковские online-сервисы, мобильные платформы и так далее. Веб-версии электронных кошельков и банковских платежных услуг растут заметно медленней.
Таким образом, российский рынок демонстрирует ту же тенденцию, что и глобальный — органический переход пользователей с компьютеров на смартфоны в специализированные приложения.
Преимущества мобильных приложений для проведения платежей очевидны: смартфон всегда с пользователем, это уже неотъемлемая часть жизни. Приложения работают быстрее, чем сайты. Интерфейс приложений заметно удобней. Функционал значительно шире. Процесс авторизации проще.
На рост российского рынка мобильных платежей влияют сразу несколько факторов: рост проникновения смартфонов и расширение их функционала; рост проникновения банковских карт, а также развитие мобильных банковских услуг и online платежных систем; переход пользователей из веба в мобильные приложения. Этот рынок, по оценкам экспертов, будет прирастать каждый год на 30%. Это гигантский скачок.
«Сотовый оператор — это уже почти платежная система, — говорит Дмитрий Свириденко, совладелец компании «АЙЛАЙН Технологии», д. ф.-м. н., профессор НГУ. — Ведь, для того, чтобы пополнить счет у сотового оператора, уже есть вся инфраструктура: фронт-офисы самих операторов и посредников, банкоматы, POS-терминалы, платежные автоматы, лицевые счета. Уже сейчас можно осуществлять переводы средств с одного абонентского счета на счет другого абонента. Теперь осталась одна задача: как со счета вывести деньги. Как только эта операция будет осуществлена (есть информация, что это умеет делать «Билайн»), это будет в чистом виде платежная система (внести, перевести, вывести, снять/обналичить)».
Бурно растущий рынок мобильных платежей не мог не привлечь внимание крупнейших компаний, так или иначе связанных с производством смартфонов. Google запустил систему AndroidPay, предлагающую пользователям смартфонов оплачивать покупки в обычных магазинах. Все, что нужно сделать для оплаты покупки, — разблокировать смартфон и расположить его перед бесконтактным ридером, установленным на кассе.
Очередной «новичок» на рынке мобильных платежей — сервис ApplePay, объединяющий технологию NFC с биометрическим сканером Touch ID в iPhone и «токенизацию» (через такие программы, как MasterCard Digital Enablement Service) для безопасных бесконтактных платежей. Минус — ApplePay работает в США, Великобритании, Канаде и Австралии, Сингапуре, Гонконге и ряде других стран. В России его нет.
Samsung, лидер рынка смартфонов, также не пожелал оставаться в стороне, запустив мобильную платежную систему SamsungPay, работа которой ограничена новейшими устройствами компании. Корейский сервис мобильных платежей работает с бесконтактной технологией NFC, а также стандартной технологией эмуляции магнитных полос для совместимости с большим числом кассовых терминалов.
Для того, чтобы перехватить инициативу у сотовых операторов, которые буквально до 2010 года в основном торговали голосовой связью, были сформированы целые стартапы, которые позволяют владельцам мобильных телефонов прямо-таки управлять своими финансами. Возьмем, к примеру, электронный мобильный кошелек. Превращение «звонилки» в инструмент финансового рынка, иными словами, в средство перевода, накопления и контроля над финансовыми операциями — заманчивая идея. Собственные мобильные кошельки предлагают многие крупные платежные системы, такие как PayPal.
В качестве примера приведем uBank — стартап, который может перевернуть наше представление о личных и корпоративных финансах.
Сервис uBank позволяет оплачивать различные услуги (Интернет, мобильную связь, коммунальные платежи и прочее) с мобильного устройства, подключив к нему карты любых банков. Кроме того, через uBank можно совершать моментальные денежные переводы на банковские карты других пользователей. Главное преимущество сервиса — отсутствие комиссии при оплате.
Главное: в данной ситуации привязка осуществляется непосредственно к номеру мобильного телефона, иными словами, для сервиса вы не вкладчик и не клиент какого-то банка. Это лишь временная оболочка. В системе вы идентифицируетесь лишь под номером своего мобильного.
По сути, uBank претендует на роль полноценного мобильного кошелька, к которому можно привязать неограниченное количество карт различных банков для быстрой и удобной оплаты любых услуг и совершения моментальных денежных переводов. Немаловажно и то, что система защищена и верифицирована по стандартам Visa и MasterCard. Кроме того, сервис помогает планировать и отслеживать свои расходы.
То, что конкуренция между мобильными платформами и традиционным банкингом нарастает, подтверждают как независимые эксперты так и сами представители банковского сектора. «Мы верим, что большая часть рынка пойдет в мобильный check-out. То есть, в мобильный эквайринг через привязанную карту в мобильном приложении. Второе направление — соцсети, привязка карты к учетной записи. Привязав карту, вы платите, ее не предъявляя, — вот где будущее. В этом направлении идут и такие сервисы, как Uvenco или RuBeacon. Также, я уверен, будущее за мобильными терминалами, в том числе и интегрированными с мобильным приложением мерчанта», — говорит Станислав Петров, руководитель регионального развития электронной коммерции Блока «Электронный бизнес» филиала «Новосибирский» Альфа-Банка.
Технологии, к примеру, RuBeacon позволяют с мобильного устройства заказывать кофе из любой точки города в ближайшей кофейне, и не просто оплатить напиток, а выбрать подходящий сорт зерен, заказать «американо» или «раф» и при этом не оплачивать те заказы, которых нет в продаже в той или иной кофейне. Эти услуги, финансовые и технологические, доступны и на iPhone и в «Андроиде». Если говорить о привязке к банкам, то, по мнению разработчика этой платформы, в данном случае очень удобным оказался союз с Альфа-банком. Причина проста: они не списывают заказ сразу, а «замораживают» сумму, которая в случае форс-мажора просто возвращается на карточный счет. И это не требует каких-то заявлений, очередей, разбирательств. Что в случае с другими финансовыми организациями, увы, не редкость.
От портмоне к P2P, или что такое «финтех»
Появление высокотехнологичных сервисов, которые так или иначе позволяют трансформировать денежные потоки от физлица к конечному пользователю, будь это другое физлицо, авиакомпания, фонд, кафе или столовая, получило название «Финтех».
А вот Дмитрий Свириденко понимание «финтеха» рассматривает даже шире. Финтех, по его словам, это некая новая отрасль использования современных высоких технологий на финансовом рынке. Это не обязательно информационные или коммуникационные технологии, это могут быть технологии, взятые, скажем, из оптики или других отраслей. Например, Герман Греф хочет внедрить биометрику, то есть идентификацию, чтобы сканировать рисунок вен на ладони. Это же тоже «финтех» на самом деле, но там будет и оптика, и алгоритмы распознавания образов. Или, например, платформенные решения, позволяющие конструировать финансовые и релевантные им услуги — это тоже «финтех». Примером такой платформы, дающей возможность создавать, в том числе, и финансово-ориентированные боты для мессенджеров, может служить комплекс MiniApps Группы компаний EyeLine.mobi.
Кроме того, именно «финтеху» многие эксперты пророчат роль «гробовщика» современной мировой банковской системы.
«Финтех» можно разделить на три категории.
Первая — компании, которые ведут работу по обслуживанию уже существующих финансовых институтов, у каждого крупного банка есть такая компания. Скажем, для «Газпрома» — это «Газкартсервис», у Сбербанка — «Сбертех».
Вторая — это инжиниринговое финтеховское направление, когда речь идет о компаниях, которые создают новые технологические направления, платформы, инструменты, которыми пользуются другие. Именно они, как правило, являются генераторами новых технологических направлений.
И третьи — это уже новые финтеховские компании, которые занимаются собственно финансовым или релевантным ему бизнесом. Примером может служить компания по финансовому консультированию частных лиц на базе некой платформы. Это уже конкретная компания, которая занимается конкретным финтеховским бизнесом.
«Сейчас очень много говорится о финтехреволюции. На самом деле, называть это революцией в мире нельзя. Пока не было никакой революции. Сейчас действительно что-то происходит, но в основном — в области платежей, в области consumerfinance, — говорит Оливер Хьюз, — председатель правления банка Tinkoff. То есть пока существует несколько постоянно повторяющихся тем. Но это тоже не глобально, это тоже не касается всех аспектов розничных финансовых услуг. Все только начинается!»
Совершить денежный перевод, оплатить покупку или взять кредит должно быть так же просто, как и отправить сообщение в ВК, так считают современные пользователи. Это создает как огромные возможности для бизнеса, так и требования к предоставляемым услугам. Уже скоро ни одна компания не сможет преуспеть в своем деле без использования правильных финтех-сервисов.
«Есть еще один крупный игрок финтеха — online-retail — рассказывает Дмитрий Свириденко — Крупные торговые сети тоже становятся платежными системами. Скажем, «Али Баба», руководство ритейлера, посмотрев, как развиваются события, выделил из себя платежную систему в отдельное направление. Сейчас эта платежная система разрастается. Они сами разработчики. А вокруг них большое количество мелких компаний, которые обслуживают эти структуры либо сами становятся такими структурами».
У финтеха будущее хотя бы потому, что около 20 миллионов компаний малого бизнеса в Европе согласно исследованию iZettle не имеют оборудования для приема оплаты пластиковыми картами, что приводит к упущенной потенциальной выручке. Оказалось, что главная причина для отказа от запуска оплаты пластиковыми картами — высокая комиссия банков за услугу эквайринга. В России схожие проблемы.
Стартапы iZettle, 2CAN, Pay-Me, TiPay — все они предлагают услугу мобильного эквайринга, устраняя необходимость в использовании традиционных POS-терминалов от банков для приема пластиковых карт. Теперь для привлечения целого сегмента клиентов, не желающих платить наличными, достаточно просто иметь мобильный телефон либо с установленным на нем специальным приложением, либо просто позвонив по определенному телефону. Примером этого может служить платежный USSD-сервис «Альфа-диалог» *142#, созданный с использованием технологий Группы компаний Eyeline.mobi.
Таким образом, финтех-стартапы позволяют маленьким бизнесам эффективно конкурировать с большими компаниями, выравнивая качество предоставляемых услуг.
Аналитики и специалисты приводят следующее ранжирование направлений финтеха по инвестиционной привлекательности.
На первом месте, по общему мнению, небанковское кредитование, микрофинансовое, в частности p2p (person2person), второе — это онлайн-кредитование, то есть с использованием таких новых технологий, как мобильное устройство. Третье направление — это «скоринг» и все, что связанно с оценкой рисков, это направление тесно связано с первыми двумя. Также привлекательными для инвестирования считаются online-платежи, мобильные кошельки и разные вариации на тему управления личными счетами, в том числе различные планировщики: финансовые, аналитические и другие направления, которые обслуживают клиента. Еще одно направление, которое сейчас набирает обороты, — это специальные сервисы для малого бизнеса.
По-прежнему, куда готовы вкладывать инвесторы, но уже в меньшей степени, — это мобильный эквайринг и мобильный банкинг. И есть сегодня пока еще экзотические направления, такие как криптовалюты, которые основаны на блокчейне, есть краутфандинги, краутлендинги, и так далее.
Для бизнеса финтех открывает просто необозримые просторы. Так, стартап CASHOFF вышел на рынок сразу с двумя электронными сервисами: электронный чек и электронный счет. Первое обеспечивает клиенту банка возможность видеть вместо невразумительной записи вида Retail RUS MOSKVA подробную информацию о платеже, где будет название, категория и логотип магазина, его адрес и состав покупки.
Эта разработка формирует платежный календарь клиента, по сути, агрегирует подобного рода информацию от всех банков-партнеров, электронных кошельков и сотовых операторов, а также сотрудничает с ритейлерами. Функция электронных счетов CASHOFF формирует платежный календарь клиента, заполняя его найденными счетами, начислениями и штрафами, а также прогнозируя будущие платежи. Идея достаточно проста: если клиент платил за детский сад в феврале, вполне возможно, что ему понадобится платить за него и в марте. Значит, можно заранее сформировать для него готовый счет, чтобы он смог провести оплату в один клик.
Созданная выходцем из «Сбербанка» платформа BankEX задумана как продуктовая биржа для банков. Банк может привлечь через биржу P2P-кредит от частных лиц для своего клиента, которого по каким-то причинам сам кредитовать не хочет. Смысл проекта в том, что одни банки предоставляют продукты, а другие способны их продавать, и эта платформа должна их объединить. Этим он снижает свои риски, но сохраняет клиента, не обижая его отказом.
Также уже успел снискать определенную славу Talkbank как очень оригинальный виртуальный чат-банк. Клиент Talkbank общается со своим банком посредством чат-бота в Telegram, это быстро и удобно. Правда, это ограничивает функциональность, которая целевой аудитории банка все равно не нужна. Зато бот умеет давать советы. Первый партнер-эмитент у сервиса уже есть.
По схожей технологии чат-бот запустили в Facebook. По мнению разработчиков, запуск бота не самоцель, главное как раз в том, что бот интегрирован в естественную среду общения клиентов, где есть возможность поговорить с банком, подобно тому, как ты говоришь там со своими партнерами по бизнесу. И одновременно с этим ты можешь тут же, в боте, совершить платеж».
Социальная сеть способна выступать как предпроцессинговый клиент, генерирующий платежные поручения, в то время как сам перевод будет делать уже банк. «Таким образом, банки превращаются в обслугу, — рассуждает совладелец «АЙЛАЙН Технологии» Дмитрий Свириденко. — Ты дал распоряжение, а он (банк) его должен выполнить. Такая ситуация становится причиной определенной ломки в сознании банкиров, они не хотят быть обслуживающими, они хотят быть как прежде главными». По его мнению, банки, конечно же, останутся, но это будут очень специализированные банки, работающие со сложными банковскими продуктами и для крупных корпораций. И будут банки-платформы, которые открывают свои API для того, чтобы, например, некая социальная сеть подстроилась под этот банк и использовала его просто как «иди и сделай». Это будут банки для физлиц и малого предпринимательства.
«В этом заключается своего рода угроза для банков, для их сложившейся системы. И те банки, которые этого не понимают, просто исчезнут, — считает Свириденко. — Думаю, через пять–шесть лет мы не увидим на рынке банков, которые не поняли этот вызов со стороны финтеха. Банков а-ля сберкасса больше не будет».
Активно работают направлении «финтех» сервисов «Тинькофф», Сбербанк, Альфа-банк, банк «Открытие», БИНбанк. Они ищут хорошие разработки, которые стоит финансировать даже на уровне стартапа. Но ошибка некоторых банков, что они ищут, но не сообщают, что они ищут, при таком варианте развития событий их клиенты могут уйти к другим банкам — тем, которые рассказывают, «что ищут и обязательно найдут».
Пара слов о «блокчейне» и захвате мира
Начнем с того, что блокчейн (Blockchain) — это технология хранения данных, прав и обязательств, защищенная математическими правилами так, что никто посторонний не может завладеть ими. Права на вашу собственность не смогут украсть, подделать или удалить.
Иными словами, блокчейн — это как бы параллельная реальность типа SWIFT на международном уровне. Напомним, что SWIFT играет роль посредника: если я хочу сделать трансграничный перевод, я это сделаю через SWIFT, который гарантирует, что знает банк, который переводит, знает банк, которому переводят, и тем самым выступает в качестве посредника-гаранта. И в этом смысле блокчейн может также рассматриваться как своеобразный «свифт».
По словам Дмитрия Свириденко, сейчас активно обсуждается идея использования технологии блокчейн для нотариальных услуг. Это полностью может заменить, обезлюдить эту сферу. «Нотариус — это посредник, который олицетворяет некий закон. И если я нотариально заверил некий документ, то могу быть уверен, что это истинный документ. В этом смысле с появлением технологии блокчейна естественно возникает вопрос: «А зачем нотариус, если я сам в среде блокчейн могу рассматривать себя нотариусом?» — резюмирует Свириденко.
Сейчас «блокчейн» на финансовом рынке рассматривается в двух аспектах: либо как вычислительная база для криптовалют, либо как вычислительная основа для так называемых «умных» контрактов. Наиболее интересным, по мнению большинства экспертов, является второе направление, которое позволяет формально оформлять бизнес-отношения в виде «умных» сделок, где блокчейн автоматически становится определенным гарантом и контролером этих сделок.
Такого же мнения придерживаются и специалисты Consumers’ Research. Они разделили системы блокчейн на три группы. В первую они включили цифровые валюты. Но гораздо более важными они посчитали два других направления: одно из них позволяет работать с «умными» контрактами, децентрализованными организациями и программируемыми активами, а другое сосредоточено на использовании блокчейна в неэкономических целях. К примеру, в будущем блокчейн-систему можно будет использовать в рамках электронного правительства или для организации и проведения выборов.
Основными лоббистами технологии блокчейн в России выступают Сбербанк и Qiwi, последняя даже публично объявила о регистрации товарного знака «битрубль» и обещала его запуск в нынешнем году. А по мнению главы Сбербанка Германа Грефа, блокчейн перевернет все индустрии без исключения начиная с сельского хозяйства, заканчивая банками, и, к несчастью, государственные органы тоже. n