Первый вице-премьер Игорь Шувалов направил директиву представителям государства в советах директоров госкомпаний с указанием добиваться предпочтений для российского софта при госзакупках, - сообщают "Ведомости". Те же правила распространяются и на "дочек" госкомпаний. Теперь закупать иностранный софт госкомпании смогут только в случаях, если в реестре нет аналогов или они неконкурентоспособны по тем или иным характеристикам. При этом госкомпания должна будет в течение семи дней публично обосновать свой выбор в пользу импортного ПО.
Директива вице-премьера не имела своей целью осуществить мгновенный переход на иностранное ПО, тем более что он невозможен, российское ПО отстает от западных аналогов на несколько лет, а в некоторых областях, например, в операционных системах - на несколько десятков, - считает аналитик Алор Брокер Кирилл Яковенко. По мнению аналитика, директива специально была сделана такой жесткой, чтобы потом чуть менее жестко изменить законодательство, и еще чуть менее жестко его применять, и как раз добиться того результата, на который рассчитывали. Так, например, знаменитый «пакет Яровой» тоже выглядит очень сурово, но все будет зависеть от практики правоприменения, полагает он.
Российские компании просто не могут перейти на отечественный софт, это все понимают, говорит Кирилл Яковенко. Они не остановят свою работу, но множество чиновников госкомпаний получат дополнительную работу в виде написания обоснований, почему они применяют иностранную операционную систему, иностранный офисный пакет, иностранные специализированные приложения. У этого есть и позитивная сторона - попутно может быть составлен реестр того ПО, которое необходимо в первую очередь, и может начаться его разработка. То есть от восприятия «в России вообще нет своего ПО!» мы придем к «В приоритете находится такое-то ПО», и «вот дорожная карта по разработке этого ПО».
Действительно, мгновенно заменить все имеющееся у компаний с государственным участием программное обеспечение отечественными аналогами невозможно, - соглашается заместитель генерального директора по работе с государственным сектором "Интеркомп ЦБУ" Антон Огарков. Во-первых, объясняет он, найти такое ПО даже по реестру непросто, но важнее даже другое — кроме его покупки и установки потребуется обучить персонал работе на новых программах, а иногда еще наладить совместимость с другим ПО. С учетом количества сотрудников в госкомпаниях, затраты на это могут составлять сотни миллионов рублей. Немедленный отказ от импортных программ действительно может вызвать остановку работы компаний, да и многих госорганов тоже.
Но можно заметить, что в директиве вопрос не стоял настолько кардинально — представителям государства в руководстве компаний дано указание лишь о том, чтобы «добиваться предпочтений», что вовсе не требует полностью отказаться от уже имеющегося программного обеспечения, говорит Антон Огарков. Если покупка нового отечественного аналога потребует несопоставимых затрат на переобучение и отладку программ во всей корпорации, то это вполне может стать достаточно убедительным обоснованием для покупки иностранного ПО. Для такого обоснования дана одна неделя, но при значительном количестве разнообразного ПО (как в том же «Аэрофлоте» или в «Сбербанке», например) вряд ли получится записать все расчеты, которые были интуитивно понятны руководству при принятии решений о закупках. Возможно, срок для представления обоснований будет продлен, а все будущие закупки ПО госкомпании будут готовить более тщательно.