Сейчас все носятся с идеей создания электромобиля и прежде всего имеют в виду литиевые источники тока. Однако проблема этих источников — довольно быстрая деградация. Менять их придется так же часто, как смартфон, а это немалые деньги. Поэтому на рынке аккумуляторов для электромобилей сохраняется прекрасное поле для конкуренции.
Небольшая уральская компания «Графен» занимается разработкой материалов, способных увеличить емкость свинцового аккумулятора, который будет терять свойства накопления энергии медленнее, чем литиевый. Разработка позволит принципиально удешевить электромобиль и его обслуживание. Ее предлагали серьезным российским компаниям, но те засомневались в рентабельности проекта. А вот одна из крупнейших мировых компаний, китайская Chaowei Group, проектом заинтересовалась. Chaowei Group занимается разработкой, производством и продажей различных источников тока, аккумуляторов и батарей, энергоэффективных решений и технологий. Ее привлек новый свинцово-углеродный композит, разработанный на Урале. До подписания меморандума прошли переговоры китайской стороны с правительством Свердловской области, заинтересованным в реализации и поддержке проекта. Планируется, что китайская корпорация, которая нашла изобретение в российской базе запатентованных разработок, инвестирует в создание совместного предприятия в Свердловской области. На нем будет разрабатываться и тестироваться материал для производства различных источников тока на 60 китайских заводах.
На первый взгляд странно, что интерес Chaowei Group вызвала инновация, связанная с обычным свинцово-кислотным аккумулятором, — в его основе электрохимическая система Планте, известная более 160 лет. Из-за тяжести свинца он обладает низкими удельными характеристиками, и современные электрохимические системы рано или поздно его выживут. Единственная сфера, которая осталась у свинцового аккумулятора, — запуск двигателей внутреннего сгорания для автомобилей. Учредитель компании «Графен» Андрей Елшин рассказал, почему именно в КНР заинтересовались этой разработкой.
— Китай, самый большой производитель свинцово-кислотных аккумуляторов в мире, тратит на них 300 тысяч тонн свинца в год. Если китайцы с нашей помощью, даже при самом плохом варианте проекта, сэкономят всего 20 процентов свинца, то это 60 тысяч тонн, которые не нужно будет покупать. При цене металла две тысячи долларов за тонну ежегодная экономия от простого внедрения оценивается в 120 миллионов долларов в год. Аккумуляторы создаются под разные задачи, разных типоразмеров. Под каждый аккумулятор у них свой завод.
— Андрей Николаевич, а в чем суть разработки?
— Мы все-таки пытаемся облегчить аккумулятор: оставить те же самые электрохимические характеристики, зато существенно снизить вес, заменяя так называемый балластный свинец на более легкие компоненты. Все, кто разби