Палубный истребитель МиГ-29К упал в море после взлета с российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», который находится на боевом дежурстве в Средиземном море около побережья Сирии. Об этом сообщили иностранные СМИ. Факт подтвердило и Министерство обороны России. По данным военного ведомства, причиной аварии самолета стала техническая неисправность.
Судя по всему, потерь нет - спасательный вертолет подобрал пилота после катапультирования. По одной из версий самолёт упал при взлёте в составе тройки истребителей, по другой – катастрофа случилась уже после возвращения с боевого задания. По данным журнала Combat Aircraft, речь идет о двухместной тренировочной версии истребителя - МиГ-29КУБР, их на «Кузнецове» всего два.
Счастливая иностранная пресса уже говорит о возможности изменения сроков наступления российско-сирийской коалиции на бандитов в окружённом Алеппо в связи с этим инцидентом. Чего, само собой, произойти не может из-за потери одной машины.
Для оценки эпизода нужно понимать следующее.
1) Корабельную группу во главе с «Адмиралом Кузнецовым» к берегам Сирии отправили как раз для тестирования возможностей авианосной бригады, тренировки состава и отладки взаимодействия различных родов войск в боевых условиях. В том числе, чтобы определиться с будущим авианосцев в составе российского флота и с заданием для отечественного ВПК. Для того чтобы активнее поддержать операцию в Алеппо, если б была такая необходимость, достаточно было бы пригнать пару полков ВКС по отлаженным маршрутам.
2) По всей видимости речь идёт о новых модернизированных самолётах с российско-индийскими разработками РЛС и авионики. При этом данный полк корабельной авиации для «Адмирала Кузнецова» сформировали только в феврале 2016-ого года, и лётчики могли просто не успеть привыкнуть к новым машинам. Для сравнения, британцы для своих авианосцев планируют «арендовать» американских лётчиков, так как свои пилоты ВВС так и не смогли пройти аттестацию.
3) Уровень потерь российской армии за год с небольшим локального участия в сирийском конфликте беспримерно низкий, причём речь идёт не только о «боевых» потерях, но и о проблемах технического характера. При этом если задействованные в минувший год самолёты ВКС РФ считаются «трудягами» и изучены техниками и пилотами вдоль и поперёк, то работа на борту авианосца с самолётами нового образца подразумевает определённый риск и неизбежную необходимость отладки нового оборудования.