Совместным проектом занимаются государственная китайская авиакомпания Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) и российская фирма «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Представители партнеров на выставке объявили, что они приступили к поискам поставщиков.
Ни китайские, ни российские авиастроители при этом не открыли деталей относительно финансирования и технических характеристик совместного проекта.
Авиасалон, проходящий раз в два года, открылся во вторник с показательных полетов китайских истребителей невидимок пятого поколения J-20. КНР и РФ сейчас разрабатывают небольшие узкофюзеляжные самолеты в надежде составить конкуренцию лидерам продаж Airbus и Boeing, моделям B777, B787, A330 и A350.
Проект был объявлен еще в 2014 году, но до сих информации о нем мало. По словам Го Бочжи, генерального директора широкофюзеляжного отдела COMAC, совместное предприятие в Шанхае, акции которого поделены между участниками поровну, начнет работать уже в этом году. Партнеры заявили, что надеются провести первый полет нового лайнера в 2022 г. и начать поставки за границу не раньше 2025 г.
Западные аналитики считают задачу сложной, но все же более реалистичной, чем большинство программ в авиастроении Китая и России в последние годы, которые были рассчитаны на 5-7 лет, но приносили какие-то результаты значительно позднее.
«Широкофюзеляжный самолет является сверхсложным продуктом, который требует множество современных технологий, опыта и навыков,- рассказал Го журналистам на авиасалоне в Чжухае.- У Китая и у России есть у каждого свои преимущества».
Судя по описаниям показанной на авиасалоне модели, авиастроители предполагают три варианта базовой версии, которая будет иметь два прохода в салоне, вместит 280 пассажиров и сможет летать на 12 тыс. км.
Партнеры остановили свой выбор на Шанхае как на месте расположения совместного предприятия «по взаимному согласию», как выразился Го на мероприятии, на котором присутствовали президент COMAC Цзинь Чжуанлун, гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и министр торговли и промышленности РФ Денис Мантуров. Го не поделился с журналистами, каким будет вклад в СП каждого из партнеров. Сейчас, по его словам, компания ищет потенциальных поставщиков. COMAC, кстати, продвигает свой собственный проект – готовит к первому полету в конце 2016 – начале 2017 годов узкофюзеляжный пассажирский лайнер C919. Испытательный полет был первоначально запланирован на 2014 год, но с тех пор как минимум дважды откладывался.
Среди поставщиков могут оказаться американские компании Honeywell и United Technologies Corporation UTC.N. Американцы уже встречались на авиасалоне с представителями COMAC и обсуждали российско-китайский самолет.
«Мы выберем поставщиков, имеющих большой опыт в самолетостроении, продукция которых конкурентоспособна в мировых масштабах и кто может постоянно гарантировать высокое качество с начальной стадии до момента, когда лайнеры поднимутся в небо»,- сообщил Го.
Главным вопросом являются двигатели, которых будет два. Специалисты предполагают, что новый лайнер будет летать на западных двигателях.
Еще одним вопросом, который может оказаться потенциальной преградой, является дележ обязанностей между партнерами, считает Рейтер. О серьезности этой проблемы говорят многочисленные и многолетние споры и скандалы в Airbus, который был создан в 1970 году как многонациональный концерн. Для достижения хоть каких-то более-менее ощутимых результатов ему понадобилось более двух десятилетий. Несмотря на то, что акции в СП китайская и российская стороны поделили поровну, эксперты все же считают, подчеркивает Рейтер, что у COMAC больше веса. Не случайно, считают они, штаб-квартира компании находится в Шанхае, а не в России.