В 2007 году Сергей Стишенко и два его партнера по проекту «Геонавигационные технологии» (ГТ) Айрат Сабиров и Виталий Тиханович работали в компании «Сахалин Энерджи» (совместное предприятие «Газпрома» и Shell), на месторождении «Сахалин 2» на шельфе Сахалина.
Сервис по сопровождению горизонтального бурения на «Сахалине-2» предоставляла зарубежная компания из «большой четверки» — Schlumberger, Halliburton, Baker Huges и Weatherford. Как рассказывает Сергей Стишенко, делала она это спустя рукава, геологи с дневной и ночной смен порой спорили, обнаруживая едва ли не полное непонимание реальной ситуации. «А отвечали за анализ показаний приборов мы, — говорит Стишенко. — Мы расписывались на документе, в соответствии с которым строилась скважина ценой пятьдесят миллионов долларов».
Партнеры решили найти российское программное обеспечение для сопровождения горизонтального бурения, но на рынке его не оказалось. Тогда стали разрабатывать его сами.
Стишенко и его партнеры думали тогда, что у них под ногами очень перспективная ниша, ведь объем горизонтального бурения увеличивался все последние годы, даже в периоды снижения нефтяных цен, когда падала традиционная нефтедобыча.
«Было ясно, что на геонавигации можно сделать бизнес, который может кормить не хуже, чем работа в западной нефтесервисной компании, — поясняет предприниматель. — Ведь такое ПО помогает нефтяникам серьезно экономить. Строительство скважины может стоить сто миллионов рублей, но если ты экономишь за счет снижения аварийности и уменьшения сроков строительства двадцать миллионов и при этом просишь за услуги четыре миллиона, то это вполне нормальная и логически обоснованная сделка».
По оценкам исследовательской компании «Эр Пи Ай Интернэшнл», рынок сопровождения наклонно-направленного и горизонтального бурения (ННиГБ) составляет около десяти процентов от общего объема рынка нефтепромыслового сервиса в денежном выражении и оценивается более чем в 126 млрд рублей. Эксперты считают этот рынок высокоперспективным из-за роста потребности в высокотехнологичном и более дорогом сопровождении бурения. До 2030 года он должен демонстрировать среднегодовой рост около 13% и опережать темпы роста рынка бурения в денежном выражении. В США горизонтальных скважин 90%, и Россию через пять лет ждет то же самое, предполагает Сергей Стишенко.
Один против четверых
За девять месяцев Стишенко (по первому образованию он программист) с партнерами втроем написали первый вариант программного комплекса «Геонафт», который изначально был нацелен на сопровождение бурения внутри нефтяного интервала. Они зарегистрировали компанию «Геонавигационные технологии», но еще какое-то время продолжали работать в Shell.
Грубо описать технологию работы «Геонафта» можно так: буровое оборудование измеряет физические параметры пласта, они через спутник передаются в центр обработки данных, с помощью программ ГТ данные визуализируются, автоматически обновляется модель пласта, в соответствии с которой принимается решение об изменениях трае