Если представить, что сети 4G — дорога, по которой вместо машин движутся данные, то 5G — это автобан почти без ограничений. Здесь выше и скорость, и пропускная способность. Данные передаются быстрее, потому что 5G задействуют более широкий пучок частот: если у 4G его ширина составляет 20 МГц, то у сетей нового поколения — 40–100 МГц при диапазоне частот 3,4–3,8 ГГц. Чем выше диапазон частот, тем шире «хайвей»: например, в диапазоне 25–29 ГГц ширина пучка, по которому передаются данные, уже превышает 400 МГц. Поэтому в таких сетях сразу много пользователей (не только «живых», но и промышленных) смогут передавать очень большие объемы данных. Очевидны такие сферы применения, как умный город, транспортные системы, беспилотный транспорт, умное производство, умный дом. Умный — значит постоянно подключенный к сети и обменивающийся данными с другими ее элементами.
Подобно тому как смартфоны и 4G создали новые возможности и рынки мобильных приложений, 5G способны привести к еще большим изменениям. Скорость, стабильность и качество связи 5G откроют дорогу для использования «тяжелых» данных — в первую очередь видео, а это не только высококачественный стриминг, но и игры, дополненная реальность, системы распознавания образов и неизвестно еще какие рынки, пока скрытые. Проблема развертывания 5G лишь в том, что нужно установить специальное оборудование, заточенное под определенные частоты. И для этого сначала следует определиться с тем, какие частоты станут стандартом.
Споры об этом шли несколько лет, и ситуация начала проясняться только сейчас. У высокого диапазона частот меньше радиус покрытия, и это проблема: придется устанавливать больше базовых станций, что повысит стоимость развертывания такой сети. Например, в диапазоне частот более 6 ГГц сеть хорошо ловит только на расстоянии 200 метров от базовой станции. Поэтому в большинстве стран под коммерческие сети 5G планируют выделить частоты 3,4–3,8 ГГц: в них оптимально сочетаются низкий диапазон (и соответственно большой радиус покрытия) и возможность передавать информацию по широкому спектру.
Но у России, как известно, особый путь. Частоты 3,4–3,8 ГГц оказались заняты Минобороны России и «Роскосмосом». Весной этого года вице-премьер Максим Акимов, курирующий вопросы связи, обратился к президенту с просьбой дать поручение расчистить необходимый диапазон. Акимов называл выделение частот 3,4–3,8 ГГц под 5G вопросом выживания России в цифровую эпоху. Однако вскоре идея вице-премьера столкнулась с суровой реальностью: военные считают этот диапазон важным для безопасности и не готовы делиться им с телеком-операторами.
Силовики смогли убедить Минкомсвязи России и самого президента в важности недопуска «посторонних» к своим частотам. Как сообщают «Ведомости», в августе президент наложил резолюцию «Согласен» на письмо Совбеза, в котором ведомство предлагает не забирать частоты 3,4–3,8 ГГц у Минобороны и «Роскосмоса» — пока еще основных пользователей этого диапазона. Авторы письма также выступают против совместного