Не претендуя на раскрытие всех секретов интернет-маркетинга, остановимся на тенденции, которая пока не очевидна, но уже вполне монетизируема — это реакция бизнеса на развитие мобильного интернета. О том, на какие технологии ставить, «Эксперту-Сибирь» рассказал директор агентства интернет-маркетинга «Люди Дела» Евгений Стахов.
Мировой тренд
— Цель адаптивного веб-дизайна — универсальность веб-сайта для различных устройств. То есть разработчики должны сделать так, чтобы веб-сайт был удобно просматриваемым с устройств различных разрешений и форматов. Один сайт должен работать на смартфоне, планшете, ноутбуке и телевизоре с выходом в интернет, другими словами, на всем спектре устройств.
Эта технология в нынешнем виде зародилась в США в конце 2010 года. Впервые термин был введен Итаном Маркотом в статье Responsive Web Design («Отзывчивый веб-дизайн») в мае 2010-го, позже, в 2011 году, он выпустил одноименную книгу. В России на эту тенденцию отреагировали в том же году. Однако термин «отзывчивый веб-дизайн» в русском языке не прижился, и мы употребляем неточный перевод оригинального термина — адаптивный веб-дизайн. Такой дизайн жестко привязывается к функциональности сайта и полностью зависит от него. Не расширяет функциональность сайта, а лишь адаптирует под мобильное устройство.
Ведущие зарубежные СМИ и новостные ресурсы уже начали переход на адаптивную верстку сайта: среди них Forbes.com, TheBostonGlobe, TheTime, Mashable, TechСrunch, TheNextWeb, Gizmodo. Единые сайты для всех типов пользователей создают и разработчики корпоративных, образовательных и развлекательных страниц. Так, сегодня уже адаптивны сайты Harvard, Starbucks, Sony, в адаптивной верстке создан сайт Барака Обамы, через который президент США собрал свыше 250 миллионов долларов на свою избирательную кампанию.
Казалось бы, прошло всего два года, а эта технология уже легко монетизируется. Так, в документации для пользователей по созданию мобильных версий сайтов Google рекомендует разработчикам сайтов пользоваться передовыми технологиями и внедрять адаптивный веб-дизайн. Также 31 июля 2013 года в блоге GoogleAdsense появилась запись о запуске рекламных объявлений для адаптивных сайтов.
И это понятно. Ведь еще в 2012 году продажи планшетов впервые превысили совокупные продажи компьютеров и ноутбуков. Число пользователей смартфонов в мире к концу 2013 года превысило 1,5 миллиарда. По прогнозам в текущем году по всему миру будет реализовано до 10 млн носимых устройств — компьютеризованных очков, «умных» часов и различных фитнес-трекеров. При этом на очки и мониторы физической активности придется примерно по четыре миллиона штук, на часы — около двух миллионов единиц. В 2018-м объем рынка, как ожидается, достигнет 176,9 миллиона единиц.
Россия присматривается
— Россия в целом также находится в этом тренде. В структуре совокупной месячной аудитории российского интернета (по данным Liveinternet за март 2014 года) 40 процентов пользователей выходят в сеть с мобильных устройств — смартфонов и планшетов. В 2013 году в России было продано 41,3 миллиона мобильных телефонов всех типов, таким образом смартфоны заняли примерно 47 процентов этого рынка. А в денежном выражении — 81 процент. В Новосибирске доля мобильных устройств в интернет-трафике уже превышает 20 процентов (по данным открытой статистики Liveinternet за март 2014-го, см. график).
Однако местные компании не спешат разрабатывать сайты для мобильных устройств. Основные успешные примеры в этом направлении принадлежат московским компаниям. Их финансовые результаты показывают, что технология очень перспективна. Например, интернет-магазин O’Neill Clothing замерял показатели конверсии, транзакций и выручки на протяжении трех недель до запуска нового, адаптивного сайта и еще три недели — после релиза адаптивной версии. На iPhone/iPad конверсия увеличилась на 65,71 процента. Выручка увеличилась на 101,25 процента. Еще более внушительных результатов удалось добиться и для устройств на базе Android: конверсия выросла на 407,32 процента, выручка увеличилась на просто нереальные 591,42 процента.
Наверное, мой самый любимый пример использования адаптивного дизайна в электронной коммерции — компания SkinnyTies. Их сайт претерпел редизайн, в ходе которого проектировщики ориентировались в равной степени и на touch-интерфейс, и на привычную схему работы с сайтом при помощи мышки. Это позволило сделать сайт компактным и консистентным. Новый сайт был без лишнего шума запущен в октябре 2012-го и в течение первых недель показал значительное улучшение основных показателей, по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом выручка со всех платформ выросла на 42,4 процента.
Сибирских компаний в списке «историй успеха» пока немного. В качестве примеров могу выделить сайты Новокузнецкого интернет-телевидения и автоматизации маркетинговых исследований rederpoll.com — внедрение адаптивного дизайна позволило увеличить время присутствия мобильных пользователей на сайте, как следствие зафиксирован прирост заявок. Наконец, есть очень простой сайт с адаптивным дизайном — arenda-avto-nsk.ru. Основная задача — показать посетителю список автомобилей и контактную информацию. 100 процентов продаж осуществляется по телефону.
Альтернативы нет
— Гигантский рост мобильного трафика должен заставить бизнес задуматься о том, как выглядит их сайт на мобильных устройствах. Если через два года у какой-то компании не будет удобного решения для мобильных пользователей, то, скорее всего, она недополучит существенную долю обращений через сайт.
Выбирая между мобильной версией и адаптивным дизайном, необходимо обратить внимание на потребности бизнеса и функциональность существующего сайта. Мобильная версия — это отдельный сайт, который чаще всего создается на поддомене вида //m.site.ru/. В мобильной версии можно реализовывать абсолютно любой функционал, который может даже отличаться от основного.
Если сайт с десятками калькуляторов, различными системами общения, многоуровневой фильтрацией данных (в общем, со сложной и специфичной функциональностью), то, скорее всего, разработка мобильной версии будет более правильным решением. Если же сайт с каталогом продукции, формой обратной связи или текстовым контентом, то внедрение адаптивного дизайна будет целесообразнее и экономически выгоднее. Для сравнения приведем примерный объем инвестиций. Цены на отдельные мобильные версии начинаются от 90 тысяч рублей (за проект), то есть как за новый сайт. Напротив, адаптивный дизайн стоит от 40 тысяч рублей — как редизайн имеющегося сайта.
Несомненно, главный вопрос для бизнеса: как адаптивный сайт может повлиять на прибыль. Во-первых, адаптивный сайт позволит охватить всю целевую аудиторию, донеся основной посыл сайта до пользователей любых устройств с выходом в интернет. Адаптивный сайт решает задачи бизнеса с одинаковой эффективностью как на мониторах с диагональю более 30”, так и обычных ноутбуках в 15”, экранах планшетов или смартфонов. Во-вторых, адаптивный сайт не требует поддержки альтернативной (мобильной) версии, что существенно сказывается на экономии денег компании (не нужно дважды готовить контент). Наконец, в-третьих, адаптивные сайты удобны и понятны для посетителей, что сказывается на времени, которое они проводят на сайте, а вовлеченность пользователя — это один из важнейших факторов для поисковых систем. То есть внедрение адаптивного дизайна повлечет рост позиций в поисковых системах, а это рост посещаемости сайта и, как следствие, увеличение числа заказов.
График Динамика интернет-трафика в Новосибирске по операционным системам