Репортаж с митинга “Червоні лінії для Зеленського” и акции “Варта на Банковій”. Оппозиция и общество снарядили Президента в Нормандию.
-
Дмитрий, вам не кажется, что и людей сегодня маловато, и драйва маловато..., - спросила я у издателя Дмитрия Капранова, который пришел на Майдан на акцию «Красные линии для Зеленского» вместе с семьей, - вспомните День независимости, марш на Покрову. Центр бурлил, десятки тысяч со всей Украины...
Похоже, и общество, и политические оппоненты хорошо снарядили Президента в Нормандию.
Итак, Глава государства получил все: и суровые предупреждения, и аплодисменты, и проценты поддержки. Чего можно, а чего категорически нельзя допустить в Нормандии, было проговорено обществом в деталях. И очевидно, воскресные акции должны были закрепить результат.
Акция «Червоні лінії для Зеленського», которая началась на Майдане в 13.00, открыла группа «От вінта».
Позже присоединилась Хорея козацька, чем сделала мероприятие очень атмосферным. Сначала здесь было не больше трех-четырех тысяч, но люди прибывали. Известных персон не видела. Но креатива было достаточно.
Люди все время делали селфи с мужчиной в маске Путина с гитлеровской символикой. Несколько участников выставили серии карикатур на президента с подписью: «Студія 25%». Популярным был слоган: «Президент, повертай Крим, а не унітази».
Заметила, что чисто эстетически стоит завязывать с поэзией на Майдане, народ не очень оценил длинный новый стих Павлычко, который заканчивали слова: «Смерть у Москві, а порятунок у НАТО».
Со сцены время от времени раздавался слоган: не переходь “червоні лінії”.
“Червоні лінії” были очерчены ранее и много раз: никаких выборов на Донбассе, пока не ушли российские инструкторы, никаких прямых поставок и переговоров по газу, никакого отказа от внешнего курса, никакого прекращения судебных исков против России.
На сцене, сменяя друг друга, выступали депутаты “Голоса”, “Европейской Солидарности”, политики из партии “Свобода”.
-
Мы здесь, потому что боимся слабости президента, мы здесь, потому что мы хотим показать Европе, что президент Зеленский озвучивает не только свои требования, а всей Украины, - говорила со сцены депутат от “Голоса” Инна Совсун.
За исключением парочки презрительных фраз одного из пока непарламентских политиков и обещания свободовца Андрея Ильенко: если будет нужно, то сделаем их еще раз, как в 2013-м, все, что звучало в адрес Президента, не содержало неуважения. Владимир Вятрович сделал краткий экскурс, почему нельзя верить России, ведь она проводила демонтаж нашей государственности.
-
Разговаривать с президентом РФ Владимиром Путиным можно только с позиции силы, - повторял со сцены бывший политзаключенный, народный депутат Ахтем Чийгоз, - Сегодня мы хотим докричаться до каждого в мире, мы никогда не простим то зло, те преступления, которые совершил Путин против нашего государства. И разговаривать с ним надо с позиции силы, говорить, что каждый из нас будет бороться, пока за эти преступления Путин не окажется на скамье подсудимых.
Как водится в такие дни, люди шли вместе на кофе и потом снова выходили, в дни вече к фудзоне Майдана не пробиться. Кафе в “Глобусе” - прекрасный срез портрета посетителей вече, три поколения киевлян (в основном были столичные жители), большинство из них украиноязычные, берут только чай и пирожные, и хоть с активной жизненной позицией, но никого собой не обременяют, громко не агитируют.
Я потратила на кофе не больше двадцати минут, но успела на выступление Петра Порошенко, который завершал дневное вече. Он появился на сцене вместе с женой, сорвав кучу аплодисментов. Это выступление вновь доказало, что Порошенко - прекрасный оратор.
- Власть объявила вече Майданом. Это не майдан. Единственное, против кого мы выступаем, это страна-агрессор. Мы за Украину свободную, демократическую, соборную. Мы за то, чтобы голос был услышан Ангелой Меркель, чтобы его услышал народ Франции. Нельзя идти на уступки, пока не будет освобождена Украина. И мы хотим, чтобы наш голос был услышан украинским Президентом. Есть основания настаивать, что вся ответственность за войну лежит на Кремле. Прошло время, восемь месяцев, пока к власти пришло отрезвление. Война не заканчивается не потому, что этого не хотят политики, а потому, что центр войны в РФ. Мир, это когда российские войска уйдут с Украинской территории, когда наемники из групп Вагнера уйдут, а если хотят остаться, то в тюрьмах. Это украинское понимание мира. И поэтому мы говорим вместе: нет капитуляции. Я хотел бы, что это было слышно в Париже. И еще хотел бы напомнить слова Дональда Туска: «Если вы сдадите Украину, сдадите Европу». Услышьте голос Туска, потому что Украина - это Европа.
Не верьте Путину. Не бойтесь Путина. Посмотрите, как мы изменились за эти годы. Наши Вооруженные силы изменились, и они - залог нашего успеха. Мы желаем успеха нашей делегации, мы здесь, потому что верим в нашу победу. Но мы здесь, потому что не допустим нашего поражения».
Этими словами завершался дневный митинг (дневная варта) участников акции. Но вечером стартовала акция “Варта на Банковій”, которая продлится всю ночь и следующий день - вплоть до завершения переговоров нормандской четверки в Париже.
Возле Офиса президента стало понятно, что большинство постоянных посетителей таких вече пропустило дневное мероприятие, сэкономив силы на вечернее. В Офисе президента светились окна, а рядом приготовились расставлять палатки участники. Их было не меньше двух тысяч. Студенты, пожилые киевляне, бывшие депутаты, волонтеры, журналисты. Много людей с флагами “Азова”.
Кто-то обсуждал тему, почему нам президентов назначает телевидение и как разговаривать с избирателями новой власти. Кто-то говорил, что готов, чтобы его избили силовики, если это поможет привлечь киевлян на Майдан.
Но, по большому счету, никто не хотел Майдана, речь даже не шла о переизбрании или свержении действующей власти. “Мы боимся Майдана, не хотим его, но если будут сделаны шаги к капитуляции, то нам ничего не останется. Президент должен рассматривать нас не как удар в спину, а как союзников”, - услышала разговор двух киевлян.
В одной палатке начали разливать кофе с печеньем. Со стороны Лютеранской участники начали приносить металлические конструкции для сцены. Кто-то сказал, что сцена уже стояла, но ее разобрала полиция. Но в конце концов, к участникам проявили лояльность.
На лестнице возле одного из входов начался митинг.
- Мы не воинствующее меньшинство, мы государственническое большинство, - выступил член совета движения “Ні капітуляції” Михаил Бесараб, - ошибочно думать, что здесь собрались лишь избиратели Порошенко. 70% всех граждан, среди которых половина избирателей действующего Президента, не готовы на уступки России. Мы стоим здесь, чтобы предостеречь власть от ошибок.
С таким же слоганом выступили соорганизаторы Мирослав Гай и Александр Иванов.
Здесь, возле Офиса президента, все было наполнено каким-то смыслом.
Часть людей пыталась обустроить быт (палатки, теплые вещи, еда). Другие мастерили сцену. Третьи продолжали митинг. Четвертые, бывшие народные депутаты, проводили своеобразные депутатские приемы, разговаривали с избирателями.
Во время митинга снова проговаривали “червоні лінії”:
- Ні федералізації! Ні капітуляції! Разом сила!
Вместе здесь собрались очень разные люди, представители либеральной “Демсокири” и очень консервативной “Галицької партії”, “Азов”, “Свобода”, Республиканская партия.
Последнее, что я услышала от одного из организаторов, - комментарий медиа.
- Мы будем считать, что Президент привез победу, если он даже не привезет никакого результата. Это будет означать, что он не поступился суверенитетом. И мы это правильно поймем...
Елена Мигачева, Киев