...только консерваторы хотят независимости от Евросоюза, а шотландцы – от самой Британии
Консервативная партия получила парламентское большинство, взяв ряда бывших «надежных» округов своих соперников из Лейбористской партии.
Консерваторы
Консервативная партия получила уверенное большинство - у нее 365 мест - благодаря голосам 13 миллионов 966 тысяч и 451 избирателя, или 43,6% принявших участие в голосовании. Тори иметь большинство в 78 мандатов. Такое преимущество у консерваторов самое большое со времен, когда Маргарет Тэтчер выиграла с партией свои третьи выборы в 1987 году. К тому же еще восемь мандатов получили союзники Джонсона из Северной Ирландии - Демократическая юнионистская партия.
Борис Джонсон пообещал работать ночью и днем, чтобы вернуть доверие избирателей после того, как он привел консерваторов к исторической, по его словам, победе на выборах. Выступая в Лондоне, премьер-министр заявил, что ему дан мандат на вывод Великобритании с ЕС в следующем месяце - и никаких «если», и никаких «но».
Лейбористы
У лейбористов будет 203 мандата (10 миллионов 295 тысяч 907 голосов, или 32,2 процента). Партия потерпела разгромное поражение: она потеряет по сравнению с предыдущим составом Палаты общин почти сорок мандатов.
Кандидаты-лейбористы говорят, что эта ночь была опустошительная, одни критикуют руководство Джереми Корбина, другие обвиняют Brexit. Еще бы, когда лейбористы проигрывают в округах, где жители выступают за брекзит, это еще понятно. Но Би-Би-Си отмечает, что и в округах, которые против брекзита, они имеют значительные потери.
Политики, как извне Лейбористской партии, так и внутри ее, обвиняют в этом лично лидера партии Джереми Корбина и его окружение. По мнению критиков, причиной поражения стало, в первую очередь, нежелание Корбина занять четкую позицию по брекзиту, а во вторую - чрезмерно левый по британским меркам курс.
Сам Корбин уклонился от прямого заявления об отставке с поста лидера партии. Он лишь заявил, что больше ни на каких выборах не будет возглавлять партийную избирательную кампанию... При этом добавил, что собирается участвовать в консультациях о будущем лейбористов.
Либеральные демократы
У либеральных демократов - 11 завоеванных мест (3 миллиона 696 тысяч и 423 голоса, или 11,5 процента избирателей). Ситуативные союзники лейбористов, они переоценили свои силы - в начале избирательной кампании Либерально-демократической партии давали радужные рейтинги - и не объединили усилия. Поэтому в нескольких округах кандидаты-консерваторы победил, набрав меньше голосов, чем основные соперники вместе. И теперь либдемы, имея больше 11 процентов поддержки в стране, получили менее 2 процентов мест в парламенте (а у консерваторов - 56 процентов в парламенте при 43 процентах поддержки избирателей). Вот такие «гримасы» мажоритарной системы выборов и неумения договариваться в важных ситуациях. Поскольку английский демократия лет на 700 старше украинской, будем считать, что последнее переняли мы у них, а не они у нас. Хотя, учитывая результаты, это уже не имеет значения.
Шотландская национальная партия
Полностью противоположная, чем у либеральных демократов, ситуация у Шотландской национальной партии - 48 парламентских мест (1 миллион 242тысячи и 380 голосов, или 3,9 процента) при том, что партия выдвигала своих кандидатов всего в 59 округах - то есть почти 75 процентов успеха
ШНП, главный пункт в программе которой - скорейшее проведение нового референдума о независимости Шотландии, собрала на 13 мест больше, чем на предыдущих выборах: семь мандатов «независимые шотландцы» отняли у консерваторов и шесть - у лейбористов.
Лидер партии и глава правительства шотландской автономии Никола Стёрджен заявила по итогам выборов, они дают мандат на то, чтобы провести второй референдум о независимости (на первом референдуме в 2014 году за независимость Шотландии проголосовали 44,7 процента избирателей).
Шотландия очень ясно дала понять: мы не хотим власти Бориса Джонсона, и мы не хотим выходить из Евросоюза, - объявила Стёрджен.
Северная Ирландия, Уэльс и «зеленые»
18 избирательных округов Северной Ирландии пришлют в Лондон восемь депутатов от Демократической юнионистской партии (верных союзников Джонсона, собственно тех же консерваторов, только из другой части Британии), семерых из Шинн-Фейн, партии - наследницы Ирландской революционной армии, двух от партии SDLP и одного от партии «Альянс» (обе состоят из умеренных выходцев из первых двух).
От Партии Уэльса будут четыре депутата - не очень хорошо для партии, претендующей представлять регион с 40 округами. Остальные валлийских округа поделили лейбористы (22, или на шесть меньше, чем на предыдущих выборах) и консерваторы (14, соответственно - на шесть больше).
От «Зеленой партии» - один депутат. Это лидер партии Каролин Люкас, которая избирается в четвертый раз подряд от округа Брайтон на самом юге страны.
Лидеры партий
Интересно, что сам лидер победителей Борис Джонсон... вполне мог не попасть в парламент, поскольку его партийное лидерство не дает ему никаких льгот на депутатский мандат. Главный консерватор должен лично завоевать свое место. Он выбрал тот же округ, от которого баллотировался в прошлый раз - Аксбридж и Райслип (Лондон) - и еще накануне опросы давали ему 49 процентов на победу. Но в итоге - 25 тысяч 351 голос, или 52,6 процента. Его соперник от лейбористов, 25-летний уроженец Тегерана Али Реза Милани, собрал чуть больше 18 тысяч голосов, или 37,6 процента.
Лидер лейбористов Джереми Корбин тоже выиграл свои личные выборы в Северном Ислингтоне (Лондон) с 64,3-процентным преимуществом, или 34 тысяч 603 голоса, перед кандидатами от либерал-демократов - 15,6 процента - и консерваторов - 10,2.
Зато лидер демократов-либералов 39-летняя Джо Суинсон проиграла выборы, да еще и в родном округе - Ист-Данбартоншир на севере Глазго, от которого избиралась в парламент трижды, начиная с 2005 года. Сейчас она уступила кандидату от Шотландской партии с разницей всего в 149 голосов.
Евросоюз
Глава Евросовета Шарль Мишель заявил, что Брюссель готов к следующим шагам в процессе выхода Соединенного Королевства из состава ЕС, но пока Европейский союз ждет официальных результатов досрочных выборов в Великобритании.
Со своей стороны консерваторы намерены немедленно ратифицировать соглашение о выходе Британии из Евросоюза, согласованное правительством Бориса Джонсона и Брюсселем, и 31 января 2020 года Великобритания формально покинет ЕС. Фактический выход состоится в конце года, после окончания переходного периода. Тори обещают не продлевать переходный период, хотя по соглашению о выходе такая возможность у Великобритании и Евросоюза есть.
Что дальше
В британском правительстве уже заявили, что после объявления официальных результатов состоятся незначительные изменения среди министров, и законопроект о Brexit Бориса Джонсона будет передан в Палату общин в следующую пятницу.
Thank you to everyone across our great country who voted, who volunteered, who stood as candidates. We live in the greatest democracy in the world. pic.twitter.com/1MuEMXqWHq
— Boris Johnson (@BorisJohnson) 12 декабря 2019 г.
Если не произойдет какого-нибудь чуда, Великобритания покинет Евросоюз в следующем месяце, отмечает обозреватель Би-би-си, ведь позиция Джонсона в парламенте теперь достаточно сильна, чтобы преодолеть любую оппозицию. Brexit, по крайней мере его первая часть, теперь произойдет. Потому что англичане на выборах решили, что лучше «ужасный конец, чем бесконечный ужас».
На сегодня консерваторы выиграли выборы при поддержке городов и общин, где голосование за них раньше казалось чуть ли не грехом. Но дальше Джонсон столкнется со многими трудностями: от проблем здравоохранения и безопасности до проблем с границами и таможней вплоть до сопротивления со стороны Ирландии и Шотландии.
Впрочем, как только вечером 12 декабря были обнародованы данные экзит-пола, согласно которым тори получали уверенную победу, курс британского фунта улучшился по отношению и к доллару США, и к евро. Курс фунта к доллару поднялся на 2,7% и превысил отметку в 1,35 доллара за фунт. По отношению к евро курс вырос почти на 2%. К утру пятницы произошла небольшая коррекция, но фунт все равно стоит ощутимо дороже, чем в последние полтора месяца, когда он был в пределах 1,28-1,30 доллара США.
Александр Волынский, Киев