Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

“Газовый” старт-2020: новый контракт, европейские правила и... более высокие цены


“Газовый” старт-2020: новый контракт, европейские правила и... более высокие цены

Разбираем плюсы и минусы транзитного соглашения, результат анбандлинга Нафтогаза, считаем, сколько будет стоить голубое топливо в Украине

“Страшилки” о прекращении с 1 января транзита газа из РФ не сбылись. Украине удалось и транзитное соглашение подписать, и процесс анбандлинга НАК Нафтогаз завершить, сделав существенный шаг к интеграции отечественного и европейского газовых рынков, и требование МВФ об установлении рыночных цен на топливо для населения выполнить. То есть, начало 2020-го для газовой отрасли страны можно считать успешным. Правда, стоимость газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго в январе несколько возросла ...

Транзитный контракт: видимые плюсы и подводные минусы

Почти под елку - 30 декабря - Украина и РФ подписали транзитный контракт, который состоит из трех документов:

  • межоператорского соглашения между Оператором ГТС Украины и Газпромом,
  • договора об организации транзита между Нафтогазом и Газпромом,
  • мирового соглашения между Нафтогазом и Газпромом, согласно которому стороны отказались от взаимных претензий по контрактам 2009 года.

Эти договоры, в частности, предусматривают:

  1. выплату Газпромом $ 2,918 миллиарда компенсации во исполнение решений Стокгольмского арбитража от декабря 2017-го и февраля 2018 года (средства, как известно, уже поступили в Украину 27 декабря);
  2. отзыв всех арбитражных судебных исков, по которым не приняты окончательные решения;
  3. снятие арестов на имущество, активы и деньги Газпрома, а также отказ в будущем от возможных претензий и исков по контрактам, подписанным в январе 2009 года;
  4. минимальные объемы транзита в 65 миллиардов кубометров на 2020 год, и по 40 миллиардов кубов ежегодно - в 2021-2024-м.
“Газовый” старт-2020: новый контракт, европейские правила и... более высокие цены
30 декабря Украина и РФ подписали транзитный контракт

При этом о навязывании Украине прямых поставок газа из РФ, чего мы так боялись перед подписанием контрактов, речь не идет. В Нафтогазе лишь констатировали: Газпром заинтересован в возможности в будущем возобновить поставки газа в Украину по рыночной стоимости (на базе цены европейского хаба NCG). Но это - только если Киев будет иметь соответствующие потребности и желания. Подписанные соглашения также не касаются судебных исков, поданных предприятиями группы Нафтогаз против Российской Федерации о захваченных активах группы в Автономной республике Крым. Не касаются они и других имущественных исков против РФ, Украина подала и планирует подавать иски в международные судебные инстанции в связи с аннексией Крыма и кремлевской агрессией на Донбассе. В целом, как утверждают в компании Нафтогаз, условия нового транзитного соглашения с РФ более выгодны для нас, чем те, что были определены предыдущим контрактом. Речь идет о таких преимуществах:

1. Применение принципа качай или плати.

То есть, независимо от того, будет ли прокачивать Газпром топливо по украинской ГТС или переориентируется на другие газопроводы, он будет оплачивать зарезервированные мощности (по умолчанию - в пределах предусмотренных новым контрактом минимальных объемов). Отказ платить - прямой путь к расторжению соглашений Газпрома с европейскими потребителями, которые чувствительно относятся к невыполнению коммерческих обязательств. При этом у РФ не будет никаких шансов обвинить в срыве поставок в Европу Украину, как это бывало раньше.

2. Окончательный отказ от приобретения Киевом российского газа по кабальным ценам.

Плюс документом предусмотрена возможность при необходимости покупать топливо по рыночной стоимости и правилам. Контракт на транзит с 2009 года заключался параллельно с обязательством Украины покупать не менее 40 млрд кубометров газа по ценам выше рыночных, - напомнил в этой связи исполнительный директор НАК “Нафтогаз” Юрий Витренко.

“Газовый” старт-2020: новый контракт, европейские правила и... более высокие цены
Юрий Витренко

3. Изменение принципов оплаты за транзит.

Согласно прежнему контракту, Газпром ежемесячно платил за объемы реально прокачанного газа. По новому же договору российский монополист будет оплачивать забронированные мощности на точках входа и выхода (на восточной и западной границах Украины). По расчетам специалистов, для Киева это выгоднее. В том числе и ввиду предусмотренной возможности дополнительного резервирования: тариф за экстренное (на короткий период) бронирование мощностей выше, чем за транспортировку объемов, предусмотренных в теле контракта.

4. Тарифы на прокачку российского топлива через украинскую ГТС.

Тарифы устанавливает национальный регулятор - НКРЭКУ. За тысячу кубометров заранее забронированных мощностей Газпром заплатит не менее 32 долларов. То есть, в нынешнем году использование украинской трубы будет стоить российскому монополисту по крайней мере $ 2,1 миллиарда. Есть шансы, что и больше. Ведь эксперты прогнозируют, что в связи с проблемами Северного потока-2 (СП2), Россия, чтобы обеспечить потребности европейских потребителей, вынуждена будет просить Украину зарезервировать дополнительные мощности. А это - дополнительные доходы для нашего бюджета...

По прогнозам председателя правления НАК Нафтогаз Андрея Коболева, в 2020-м РФ потребует прокачки еще как минимум 10 миллиардов сверхконтрактных кубов. За что Украина может получить $ 350- 400 миллионов. Однако не стоит надеяться, что в будущем Газпром согласится качать через Украину больше, чем предусмотренные контрактом (40 миллиардов кубов) топлива. Рано или поздно СП2 введут в эксплуатацию, и Москва получит возможности для маневра.

“Газовый” старт-2020: новый контракт, европейские правила и... более высокие цены
Андрей Коболев

Но! Это при нынешних объемах потребления. Потому что, по прогнозам экспертов, потребности Европы в голубом топливе в среднесрочной перспективе могут возрасти. С одной стороны, Польша планирует с 2023 года полностью отказаться от российского газа. С другой - потерянные Газпромом польские объемы может компенсировать полный отказ Германии от ядерной энергетики. Что, как ожидается, произойдет уже в 2022-23 годах. Закрывая свои атомные станции, Берлин также требует от соседей - в частности, Франции и Бельгии, - вывода из эксплуатации своих устаревших реакторов. Австрия в свою очередь давит на Чехию и Словакию, блокируя модернизацию местных АЭС. Понятно, что по планам европейцев, на смену атомной должна прийти энергия из возобновляемых источников. Но для того, чтобы полностью обеспечить альтернативной энергией мощную европейскую промышленность, понадобится время. Поэтому вполне вероятно, что - по крайней мере, в период между 2022 и 2030 годом - значительную часть электроэнергии в той же Германии будуть производить благодаря сжиганию газа. Соответственно, потребность в этом ресурсе возрастет. Речь о десятках миллиардов кубометров топлива в год.

Понятно, что на европейском рынке с Газпромом все активнее конкурируют США со своим сжиженным газом. Однако, пока планам американской газовой экспансии мешают отсутствие должной инфраструктуры для сжатия газа на Атлантическом побережье Соединенных Штатов, а также то, что транспортировка, сжатие и регазификация ресурса на европейских терминалах существенно увеличивают стоимость американского топлива. При таких условиях Газпрому с его дешевым ресурсом может не хватить обходных мощностей. Поэтому украинская ГТС с возможностями качать до 140 миллиардов кубов топлива изрядно выручит российских поставщиков и европейских потребителей голубого топлива. Но сидеть сложа руки, надеясь на такую ​​газовую манну, конечно же, не стоит. Украина должна модернизировать свою ГТС, привлекая к этому кого-то из мощных европейских игроков, чья заинтересованность гарантирует эффективность использования нашей трубы в средне- и долгосрочной перспективе.

Параллельно нужно реагировать и на вероятные финансовые потери. Если в 2020-м мы их фактически не почувствуем, то предусмотренные на 2021-2024 годы минимальные объемы прокачки в 40 миллиардов кубов гарантируют ежегодные поступления не более в $1,3-1,5 миллиарда, что почти вдвое меньше, чем Украина получала за газовый транзит до сих пор. Поэтому Киев уже сейчас должен думать, как компенсировать утраченное. Один из путей - активное продвижение возможностей нашей ГТС в Европе и мире - с тем, чтобы заинтересовать в резервировании части ее мощностей другими поставщиками и потребителями голубого топлива. И это - одно из преимуществ упомянутых уже европейских правил организации газового рынка.

Анбандлинг под ключ: систему управления ГТС европеизировали за 4 месяца

1 января в Украине заработал новый, независимый от НАК Нафтогаз, оператор газотранспортной системы. Предприятие, собственно, так и называется: ООО Оператор ГТС Украины (с уставным капиталом 3,8 млрд грн.). Его создание стало завершающим аккордом анбандлинга - процесса разделения функций добычи, транспортировки (транзита) и продажи топлива. Это - напомним, одно из условий Третьего энергетического пакета ЕС, к которому присоединилась Украина. А также - главная предпосылка интеграции украинского и европейского газовых рынков. И именно от имени Оператора ГТС заключены упомянутые уже соглашения о прокачке по нашей «трубе» российского газа.

Как известно, о необходимости анбандлинга в Украине говорили уже давно. Время от времени это страшное (для произношения) слово появлялось в отечественной прессе и звучало из уст политиков и чиновников. Но до практических шагов дело дошло лишь в конце лета. За 4 месяца удалось выбрать модель анбандлинга, принять соответствующий закон, подать документы на сертификацию оператора ГТС. В конце концов, 24 декабря, после одобрительного заключения Еврокомиссии, предприятие получило европейскую сертификацию, и открыло путь к подписанию транзитного договора с РФ. Затем - завершающий этап переговоров, окончательное согласование нюансов и подписания транзитных соглашений. Далее - урегулирование еще ряда технических вопросов.

И вуаля: с 1 января Оператор газотранспортной системы заработал. Независимый оператор ГТС полностью отделился от группы Нафтогаз и начал автономную работу - транспортировку природного газа для потребителей Украины и ЕС, - написал в этой связи в Фейсбук Андрей Коболев. Речь идет, по его словам, о самой масштабной реформе в энергетическом секторе за всю историю независимой Украины.

Потребители, не отказавшиеся от страховой цены, в январе, похоже, проигрывают

Несмотря на положительные геополитические газовые перемены, с которыми Украина начала новый год, стоимость голубого топлива для большинства граждан и предприятий теплокоммунэнерго с 1 января возросла. Это связано с переходом к рыночным механизмам определения стоимости энергоресурса на внутреннем рынке. А чтобы защитить людей от возможных ценовых колебаний, правительство, как известно, предложило механизм страховой (фиксированной) цены, которая будет действовать до конца отопительного сезона. Однако некоторые украинцы будут платить рыночную цену, которая в январе, очевидно, будет ниже. Но для этого надо было до 30 декабря отказаться от страховой стоимости. Данных о том, сколько граждан это сделали, пока нет. Но по информации из регионов, говорится от силы о нескольких тысячах потребителей на всю страну.

Итак, считаем: страховая цена - 6961 гривень за тысячу кубометров (с НДС). Это на 7% меньше, чем в I квартале прошлого года. В то же время - на 1829 гривень больше, чем в декабре прошлого года (5132 гривень). К тому же, конечная стоимость ресурса будет еще выше, потому что к базовому тарифу добавляется стоимость транспортировки топлива, которая в каждом регионе разная (устанавливается НКРЭКУ). То есть, в январе-марте украинцам придется платить за тысячу кубов газа примерно 7500-8000 гривень.

Какой будет рыночная январская цена на газ для населения, в Нафтогазе еще не сообщили - такая информация, видимо, появится уже после рождественских праздников. В то же время известно, что стоимость топлива, которую Нафтогаз предлагает в январе-марте коммерческим потребителям, стартует от 6600 гривень за тысячу кубов (без стоимости услуг по транспортировке и распределению). Это - почти на 400 гривень меньше, чем страховая цена для населения. Правда, части наших соотечественников удастся сэкономить. Речь об участниках программы Газовый запас, в рамках которой потребители могли в августе-сентябре закупить ресурс на весь отопительный сезон. По 5724 гривень (с НДС, но без учета стоимости прокачки). То есть, окончательная цена для них не превысила 6500-7000 гривень за тысячу кубов, а это 1000-1500 гривень экономии... К сожалению, в перспективу газового запаса в свое время поверили сравнительно немногие потребители - не более 50 тысяч домохозяйств. Возможно в следующем году люди будут больше присматриваться к возможностям, которые дает рынок.

Владислав Обух, Киев