Перейдут ли украинцы когда-нибудь на «европейский» день Рождества, однозначно не знают ни церковники, ни религиоведы
7 января Украина отметила Рождество по старому - «юлианскому» - стилю. Вместе с нами его праздновали также Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, Афонские монастыри, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская греко-католическая церковь. Все остальные православные церкви мира отмечают Рождество по новому стилю, то есть по григорианскому календарю 25 декабря (Католическая церковь, протестантские церкви, Константинопольская, Болгарская, Греческая, Румынский, Антиохийская, Александрийская, Албанская, Кипрская, Финляндская поместные православные церкви и Православная церковь в Америке. Сейчас в Украине идет много дискуссий о возможном переходе в стан «григорианцев», однако украинский народ по мнению предстоятеля Православной церкви Украины Епифания, пока не готов к этому.
Одна астрономия – два календаря
Как известно, 22 декабря - день зимнего солнцестояния и самый короткий день в году. Следующие два дня 23 и 24 декабря приблизительно одинаковой продолжительности, а уже 25 декабря к светлому времени суток добавляется первая минута. Язычники праздновали эту дату как победу добра над злом, тепла над холодом. Ведь день начинает расти - солнце повернуло «на весну» и мир возрождается. В христианской традиции 25 декабря связано с Рождеством - рождением Иисуса Христа. Но, держась за юлианский календарь, получается, что мы, украинцы, пропускаем «астрономический» момент его рождения, празднуя только 7 января, когда уже две недели, как день продлен. То есть григорианский календарь ближе к астрономическим явлениям, чем юлианский, и празднование определенных дат по нему более логично и адекватно. Хотя он и нарушает иногда церковные каноны.
«После окончания Первой Мировой войны, когда распалась Османская империя, многие страны Восточной Европы начали переходить с юлианского на григорианский календарь, чтобы быть, как тогда говорили, со всем культурным миром. И перед церквями тех стран встал вопрос, оставаться ли на старом календаре или переходить вместе с государством? Часть населения этих стран отмечала все праздники по новому стилю, а часть - по старому с разницей в две недели. Такой разнобой приводил к недоразумениям, и поэтому это активизировало вопрос о реформе календаря, потому что дискуссии по этому поводу продолжались веками, к ним присоединялись крупные ученые (например, Менделеев)», – комментирует Укринформа Виктор Еленский, ученый, религиовед.
В 1923 году константинопольский патриарх Мелетий IV поставил вопрос о необходимости обоснования церковной календарной реформы. Развернулась дискуссия и, чтобы не принимать григорианский календарь, который нарушал канон Пасхи, было решено ввести модернизированный Новоюлианский календарь (основанный на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, где продолжительность года составляет 365,242222 суток, содержит 218 високосных годов на 900 лет, разработанный сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем).
«В этом календаре непереходящие праздники остаются как в григорианском, а переходящие (Пасха и другие) вычисляются по традиционной, так называемой александрийской пасхалии (достаточно сложная методика расчета даты Пасхи. - Авт.). Потому что в григорианском календаре получается, что астрономия иногда нарушает канонические правила. Например, в одном из церковных канонов сказано, что нельзя праздновать Пасху раньше весеннего равноденствия. По григорианскому календарю последний раз такая ситуация сложилась, например, в 1981 году. По расчетам, до 2800 года новоюлианский календарь будет совпадать с григорианским, и только потом начнутся расхождения», - объясняет Виктор Еленский. - Вот на такой календарь Мелетий IV и предложил перейти всем поместным церквям. Тогда многие церкви прислушались и перешли (Румыния, Болгария, Греция и т.д.). Но в каждой из этих стран сформировалась так называемая старостильная церковная часть - нашлись люди, которые не приняли реформу тогда и до сих пор ее не принимают. Самые заметные среди старостильников - это несколько греческих юрисдикций, которые не признали в 1920-х гг. Новоюлианский календарь. Таких верующих в Греции сейчас до 800 тысяч из почти 10 млн православных в этой стране. Также есть Болгарская (18 храмов) и Румынская старостильные церкви (130 храмов). Другими православными церквями они не признаются».
В России, например, патриарх Тихон тоже издал указ о переходе на новоюлианский календарь, где Рождество праздновалось 25 декабря, но новая дата вообще не была принята в РПЦ - народ просто не пришел на праздничные богослужения в этот день. Для православных в советское время это был маркер идентичности, определенное сопротивление советскому режиму, который пытался управлять еще и церковью. И поэтому указ Тихона просуществовал недолго.
Об умении различать главное и второстепенное
Понятно, что сегодня мы находимся в совершенно других политических системах координат. Но до сих пор людям трудно объяснить, почему мы живем в миру по одному календарю, а в церкви по другому. Особенно это заметно во время Рождества, когда 2 млрд православных на земле празднуют его 25 декабря, а несколько церквей - 7 января.
«Сегодня звучат предложения, и богословы, уверен, их бы поддержали - установить один непереходящий день празднования плавающей Пасхи для всего мира, учитывая канонические предостережения. При доброй воле все это можно сделать. Но сейчас главное сохранять взаимное уважение, и ни в коем случае не пытаться убедить кого-то в своей правоте. С одной стороны у украинцев есть желание быть со всей Европой. А с другой, есть традиция, закрепленная несколькими поколением, а теперь еще и законодательством (25 декабря официальный выходной, а потом и 7 января) - кто же откажется от такого длительного празднования», - убежден Виктор Еленский.
По его мнению, в этой ситуации нужно, чтобы именно церковь проводила активную просветительскую работу. Она должна доказать людям, что есть вещи выше, чем привычка дважды в год праздновать один и тот же праздник. «Переход на новый календарь сегодня требует определенного уровня церковного сознания, умение различать главное и второстепенное. Ведь календарь далеко не главное, стремление держаться за традиции, наслоения, которые и близко не относятся к сердцевине христианства, свидетельствуют о недостаточной его, христианства сущности. Поэтому митрополит Епифаний и говорит о необходимости разъяснительной работы. Переход будет означать, что православные (и греко-католики) осознали: мы христиане не только в храме, но и за его стенами, мы живем в этом мире по христианским принципам и не празднуем, например, Новый год с шампанским в Рождественский пост», - отмечает Виктор Еленский.
Предстоятель Православной церкви Украины Епифаний отмечает, що когда все православные поместные церкви объединятся, то будет легче принять соответствующее решение. А сначала нужно провести большую просветительскую работу. В епархиях проведем опрос, увидим какой процент за перенос. Будем анализировать, работать. В будущем, думаю, этот вопрос будет решен положительно, - считает Епифаний.
Он подчеркнул, что событие Рождества Христова - это то, что объединяет всех христиан, независимо от календаря, страны проживания или национальности. Пусть свет этого великого праздника преодолевает все преграды и недоразумения между людьми, украшает души добродетелями христианского благочестия, а сердца и уста объединяет общей благодарственной молитвой!, - отметил Епифаний.
Всей душой присоединяемся к сказанному!
Оксана Полищук, Киев