Укринформ обратился к экспертам с просьбой прокомментировать неожиданное решение главы правительства
Утро 17 января неожиданно застало украинцев новостью: премьер-министр Алексей Гончарук подал в отставку. В последние дни все вы стали свидетелями событий, разворачивающихся вокруг слитых в сеть файлов, смонтированных из фрагментов записей совещаний в Правительстве. Их содержание искусственно создает представление, будто я и моя команда - не уважаем Президента (...) Он для меня образец открытости и порядочности. Однако, чтобы снять любые сомнения в нашем уважении и доверии к Президенту, я написал заявление об отставке и передал ее Президенту с правом внесения в Парламент, - написал глава правительства на своей странице в Фейсбук.
Позже, на заседании парламента (в пятницу в Раде традиционно Час вопросов к правительству) Алексей Гончарук заверил, что Кабинет министров продолжает работать в штатном режиме до того момента, пока президент не примет решение, кто на какой позиции может работать в большой команде. Это политическое решение, которого мы ждем от лидера нашей политической силы, - добавил премьер.
Есть ли смысл напоминать, что предшествовало такому решению? Пожалуй, нет. О скандале, который в прессе называют пленками Гончарука, похоже, уже каждая собака пролаяла. Но на одной сверхважной детали все же стоит остановиться. Напоминаем, что Украина - парламентско-президентская республика. Кандидатура премьера выдвигается и утверждается парламентской коалицией. Именно Верховной Раде премьер-министр может заявить о желании сложить свои полномочия. Именно депутаты парламента, а не президент и сотрудники его офиса решают судьбу главы правительства и всего кабинета.
Цитируем статью 15 Закона о Кабинете Министров: Премьер-министр Украины имеет право заявить Верховной Раде Украины об отставке. Верховная Рада Украины в течение десяти дней после поступления соответствующего заявления рассматривает вопрос об отставке Премьер-министра Украины. (...) Принятие Верховной Радой Украины решения об отставке Премьер-министра Украины влечет отставку всего состава Кабинета Министров Украины.
О'кей, тогда объясните, что все это значит?, - спросите вы. Своими соображениями об отставке премьер-министра, а также прогнозом развития ситуации с Укринформом поделились:
Владимир Фесенко, политолог:
Похоже, Зеленский не собирался отправлять Гончарука в отставку, но он не любит, когда ему ставят ультиматумы, даже в такой льстивой форме
- Заявление Гончарука об отставке с должности премьер-министра, судя по тексту этого заявления и общего политического контекста, это не стремление уйти в отставку, а способ борьбы за то, чтобы остаться на этом посту. Во-первых, не президент юридически решает вопрос о согласии на отставку премьер-министра, а Верховная Рада. Во-вторых, если решать этот вопрос путем представление Президента об отставке главы правительства, то это будет противоречить Конституции Украины. Поскольку парламент утвердил в сентябре 2019 года программу правительства, то до сентября 2020 года Верховная Рада не может отправить правительство (в том числе и премьер-министра) в отставку.
Но повышая ставки этим заявлением, Гончарук, возможно, делает роковую ошибку. Похоже, Зеленский не собирался отправлять Гончарука в отставку, но он не любит, когда ему ставят ультиматумы, даже в такой льстивой форме, как это сделал Гончарук. Поэтому теперь я не уверен в реакции президента Зеленского. Может повториться история с Александром Данилюком. Бывший секретарь СНБО таким же образом пытался влиять на президента. И закончилось это его отставкой. Ведь президент может сказать: ладно, Алексей, раз ты оказался таким слабаком, то уходи, но по собственному желанию и отправляй свое заявление в Верховную Раду. Но, может быть, президент ограничится выговором слишком взволнованному премьеру и даст ему еще один шанс, но на некоторое время.
Спокойнее надо реагировать на такие проблемные ситуации.
Лилия Брудницкая, политолог:
“Если ОПУ решит оставить Гончарука, премьер получит негласный статус временного. А вот кто придет ему на замену - интересно”
- Чем глубже скандал, тем больше впечатление, что это пиар-кампания. Но вряд ли на пользу Гончарука или Зеленского. Это куда более тяжелое обвинение (в том числе, в восприятии западных партнеров, которые поддерживали Гончарука), чем лично заявленный «дебилизм» Милованова. Внешние партнеры спокойно воспринимали жесткие дискуссии в украинском политикуме и обществе по поводу земли, попыток введения цензуры и заоблачных зарплат топ-чиновников. Но такие откровенные разговоры, фактически, от своей креатуры - молодого креативного премьера, вряд ли оставят без реакции. Пока есть только сигналы от ЕС, что будут сотрудничать с любым премьером Украины. Поэтому, если это пиар-кампания, то инициирована она тем (или теми), кто претендует на премьерство. Вряд ли это человек или люди Зеленского, поскольку скандал бросает тень и на президента. Этот человек понимает, что сейчас садиться в премьерское кресло - самоубийство (политическое). Но расшатать ситуацию, чтобы действующий премьер наделал ошибок, нужно уже сейчас. Вероятно, этот человек связан с зарплатным скандалом, ведь заявление Гончарука вызвало резонанс такого уровня, на фоне которого заоблачные зарплаты министров и чиновников как-то поблекли.
Отсутствие публичной реакции Зеленского показывает, что в ОП понимают, что под видом пиар-кампании происходит куда более серьезный процесс. Логично и закономерно было бы сохранить Гончарука, по крайней мере, до завершения отопительного сезона. Но не исключаю, что в Офисе президента все же склоняются к его замене. Кем? Могу утверждать, что кандидатуры есть. Сейчас могут продолжаться консультации с внешними партнерами. В общем, замена премьера должна продемонстрировать, что у Зеленского есть команда, есть длинная скамейка запасных и есть ум и силы реагировать на кризисы такого уровня.
Если ОПУ решит оставить Гончарука, премьер получит негласный статус временного. А вот кто придет ему на замену - интересно. Пока максимальные шансы у двух человек: профессионала с большим опытом, имеющего контакты с «Газпромом» (Коболев, например), или того, кто стоит за двумя скандалами. Не исключаю, что это один и тот же человек.
Олег Саакян, политолог:
“Форма просьбы об отставке оставляет окно для отката ситуации обратно”
- Заявление премьера Гончарука об отставке - это фактически инструмент политического давления, с одной стороны, а также обеспечение выхода из ситуации, которая не факт, что завершится отставкой - с другой. Ведь если бы это действительно была просьба об отставке, то она подавалась бы напрямую в парламент, а не президенту. Таким образом остается окно для отката ситуации обратно.
В случае, если Кабмин отставят, то при таком развитии событий нас ждет формирование нового баланса между группами влияния, сторонами интересов, а также изменениями в составе правительства в результате этого. Мало того, если этот сценарий подтвердится, то, скорее всего, мы снова увидим какую-то компромиссную фигуру на премьерской должности, причем фигуру довольно слабую. Просто на другую в команде Зеленского сейчас не согласятся. Более того, и ситуация с его рейтингами, и ситуация в стране, даже несмотря на последние события, еще недостаточно слабая, чтобы другие группы могли навязать кого-то своего на премьерство. Поэтому главой правительства, повторюсь, в любом случае станет человек компромиссный по отношению к Офису Президента.
Максим Яли, кандидат политических наук, старший научный сотрудник в «Институте всемирной истории НАН Украины»:
“Гончарук не хочет в отставку - об этом говорит форма подачи заявления”
— Я далеко не уверен, что отставка Гончарука будет принята президентом Зеленским в ближайшие дни. Во-первых, о том, что сам Гончарук не хочет уходить в отставку, свидетельствует форма подачи заявления. По Конституции, свою просьбу об отставке он должен был подать в Верховную Раду, которая его и назначала. То есть ответственность за принятие решения Гончарук делегировал Зеленскому.
Во-вторых, у этого состава Кабмина есть иммунитет на год работы без права рассмотрения в парламенте вопроса отставки, потому что утверждена программа правительства на год. Этим и объясняется атака на Гончарука из-за «пленок», это попытка надавить и сломать психологически Гончарука. Ничего экстраординарного на пленках, на самом деле, не прозвучало. Тем более каких-то обид.
В-третьих, на сигнальном голосовании фракции «СН» за отставку Гончарука высказалось около десяти депутатов фракции. «Случайно» все они принадлежат к группе Коломойского, который давно выражал свое недовольство политикой Кабмина. Если добавить, что на пленках фигурирует еще и Рожкова, а это, к слову, заместитель Гонтаревой в период национализации «Приватбанка», то сомнений о том, откуда могли «всплыть» записи и кому это выгодно - практически не остается.
Так что подождем, что решит лично Зеленский. Желающих возглавить Кабмин в такое время, считаю, вряд ли будет слишком много. Я имею в виду, конечно же, адекватных политиков и функционеров, которые понимают риски, стоящие перед Украиной в этом году.
Дмитрий Синченко, политолог:
“Происходит борьба за власть внутри правящей команды между различными группами влияния”
- Первое: сегодня рано говорить об отставке правительства, ведь заявления в Верховную Раду не было. Гончарук подал заявление президенту, и тем самым он продемонстрировал свою лояльность Зеленскому, и - скепсис в отношении парламента. Но это заявление не будет иметь никаких политических последствий, ведь президент не имеет права ни назначать, ни увольнять правительство. Кроме того, у Гончарука годичный иммунитет, в течение которого его нельзя отправить в отставку.
Почему вообще начался этот скандал? Из-за анонимного слива записей рабочего совещания премьера? Извините, но проблема не стоит выеденного яйца. Сейчас происходит борьба за власть внутри правящей команды между различными группами влияния, и провокация с этими записями, это, скорее всего, дело рук группы Коломойского. Преемниками Гончарука они предпочитали бы видеть или Авакова, или, скажем, Палицу. Не думаю, что эти кандидатуры чем-то лучше нынешнего главы Кабинета Министров.
Мирослав Лискович. Киев