Экономисты в очередной раз порадовали: соотношение доллар-гривня на самом деле не превышает 1:10. Почему же нашей валюте сложно закрепиться даже на отметке 1:28?
Влиятельное издание The Economist обнародовало ежегодный рейтинг “Индекс Бик Мака”, который сравнивает покупательную способность валют с учетом стоимости стандартного бургера в сети “МакДональдз” по всему миру.
Один из главных выводов: украинская гривня – среди самых недооцененных валют. Ее реальный курс к американскому “зеленому” – 9,68 за 1 доллар. То есть, уровень недооценки к началу года составил 65,2%. Ведь сейчас Биг-Мак в Украине стоит 54 гривни, а в США – 5,58 доллара. А вот самым переоцененным по отношению к доллару валютой исследователи назвали швейцарский франк – его курс должен быть примерно на 20% ниже, чем есть.
“Индекс Биг-Мака” рассчитывают уже больше 30 лет. В основе исследования – стоимость бургера Биг-Мак, который продается в сети фаст-фудов Макдональдс. Объясняют это тем, что на себестоимость этого “кулинарного шедевра” в так сказать “идеальном соотношении” влияют цены на основные продукты, средний уровень оплаты труда в той или иной стране, транспортные и налоговые расходы. В итоге – речь идет об обобщенной потребительской корзине, на основе стоимости которой и определяют “рекомендуемый” обменный курс валют.
Про “Индекс Биг Мака”: всерьез и в шутку
О “несправедливой недооцененности” гривни говорили и тогда, когда доллар у нас был по 8, и по 5” – не говоря уже о “25” и “28”... Но, увы, на практике это, как представляется на первый взгляд, ничего не означает. Кроме разве что условной “радости” за родную валюту и посыпания голов пеплом под аккомпанемент одной из любимых мантр наших мечтателей: “вот если бы...”...
“Конечно же, с точки зрения реальной экономики “Индекс Биг Мака”, прежде всего, можно оценивать в шутливом ключе. Я, к примеру, предлагал применять для определения динамики внутреннего потребительского рынка “Индекс киевской перепички”, – рассказывает в комментарии Укринформу экономический эксперт Алексей Кущ. – Но не зря же говорят, что в каждой шутке есть доля истины... Так что если отбросить шуточный характер сравнений, за этим показателем стоит достаточно серьезная и вполне “научная” тема – расчет курса по паритету покупательной способности”.
И главный вывод из анализа показателей “Индекса Биг Мака”, по словам экономиста, заключается в том, что во всех странах, где происходила масштабная девальвация национальных валют, внутренние цены повышались не так стремительно. Не исключение и Украина. Вспомним, что за последние пять лет гривня девальвировала в три с половиной раза (с 8 до 28 грн. за доллар), тогда как совокупная инфляция потребительских цен за этот период составила чуть больше 100% (лишь двукратное увеличение).
“Это делает развивающиеся государства, довольно привлекательными с точки зрения инвестирования. Если бы в Украине на сегодня удалось воплотить комплексные экономические реформы, если бы были решены вопросы защиты прав инвесторов и прав собственности, мы имели бы очередь из иностранных компаний, желающих работать на нашем рынке”, – говорит Алексей Кущ. И объясняет: “Бизнес, который имеет возможность инвестировать в валюте, за счет выгодного для себя соотношения между темпами девальвации гривни и роста потребительских цен мог бы получать существенные доходы. Но этого не произошло. Ведь на самом деле, несмотря на постоянную риторику, системные институциональные реформы, которые бы создали качественную экономическую и предпринимательскую среду, в стране так и не произошли”...
Падение гривни сезонное. Но сезон ее укрепления “под вопросом”
В первые рабочие дни года гривня на межбанковском рынке стабильно дешевела. Это сказалось и на динамике официального курса НБУ – от 27,69 (2 января) до 28,27 (на утро 11-го). Правда, в пятницу торги на межбанке начались с приятных новостей – украинская валюта немного отвоевала позиции – торги велись на отметках 28,11-28,14 (а под вечер – 28,08 -28.12). Аналитики объясняют это определенным насыщением рынка и снижением “послепраздничного ажиотажа”, а также приближением дней бюджетных выплат (вторая декада января) и необходимостью расчета компаний за хозяйственные расходы, что приводит к росту потребности в гривне и заставляет экспортеров активнее продавать валюту. Среди факторов, которые на следующей неделе могут вызвать обратную тенденцию (возврат к падению гривни), – стремительный рост ликвидности в банковской системе (на счетах скопилось почти 52 миллиарда “свободных” гривень, по крайней мере часть которых клиенты банков захотят конвертировать в “твердую” валюту). К тому же, Украина готовится к первому в этом году “пику” выплат по внешним обязательствам, который приходится на февраль. Поэтому Нацбанку, очевидно, придется позаботиться о дополнительном наполнении золотовалютных резервов, чтобы компенсировать расходы. Поэтому госбанки будут принимать все более активное участие в торгах, скупая доллары и евро для дальнейшей перепродажи НБУ. Традиционно этим пользуются спекулянты, которые не упускают возможности заработать, в том числе и на панических настроениях. Без влияния этого фактора в Украине, как говорится, “никак”...
“В целом же о каких-то существенных объективных или спровоцированных искусственно возмущениях на валютном рынке сейчас речь не идет, – успокаивает экономист, – продолжается “классический” зимний цикл деловой активности, который всегда характеризуется обесцениванием гривни. Это связано с влиянием ряда бюджетных факторов: в конце года выплачены значительные средства по бюджетным расходным счетам. Кроме того, иностранные компании выводят из страны часть капитала и дивиденды, импортеры возвращают средства за приобретенные для праздничных распродаж большие партии потребительских товаров, а также ведутся проплаты за закупку энергоресурсов. Поэтому ничего удивительного не происходит”, – говорит эксперт.
При этом новая реперная равновесная точка для нынешнего зимнего цикла девальвации, по оценкам Алексея Куща, составит 28,5 (в худшем случае 29) гривень за доллар. Таких показателей можно ждать в конце января. Начиная с февраля-марта, в Украину, обычно, приходит весенне-летний цикл укрепления национальной валюты, то есть можно ожидать определенных ревальвационных процессов. Но в то же время эксперт обращает внимание на некоторую “атипичность” ситуации с валютным курсом.
“Вспомним, что в июле прошлого года гривня не укреплялась, как обычно. Наоборот происходило ее падение, – говорит Алексей Кущ. – Зато в декабре национальная валюта была стабильной, хотя нынешний процесс девальвации, “по правилам”, должен был начаться еще за несколько недель до Нового года. То есть, “классические” циклы валютных колебаний в последнее время смещаются. И происходит это под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому “весенне-летний цикл” может и не принести ожидаемого укрепления гривни”.
Такие риски экономисты объясняют возможным влиянием на курс политических факторов, а также внешних факторов, связанных с ситуацией на международных товарных рынках. Ведь, по прогнозам, Украину ждут весьма неприятные события – в частности, существенное снижение цен на железную руду (одна из ключевых позиций нашего экспорта) и слабая ценовая динамика на рынках металла. Но шансы на то, что весной и летом гривня отыграет часть утраченных в нынешний девальвационный период позиций, остаются.
Что же касается среднесрочной перспективы, то, по прогнозам рейтингового агентства Fitch Ratings, которому профессиональные экономисты советуют доверять больше, чем “Индексу Биг Мака”, доллар будет ежегодно дорожать на две-три гривни. В частности, по итогам 2019-го “зеленый” может стоить 30,7, а в 2020-м – 32,3 гривни.
Владислав Обух, Киев