Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Почему Москва так резко отреагировала на речь Зеленского в Аушвице


Почему Москва так резко отреагировала на речь Зеленского в Аушвице

Логически и исторически обоснованное заявление украинского президента оказалось ударом под дых российской пропаганде

Речь президента Украины Владимира Зеленского в Аушвице-Освенциме в День памяти жертв Холокоста произвела эффект цунами в российском информационном море. Оно бурлит уже три дня, выплескивая на окружающих все новые хлопья грязной пены.

Политические «токшоу» на российском ТВ выдают пяти-, десятиминутки, а то и получасовки ненависти, обрамленные более спокойными, но также диффамационными рассуждениями по поводу Украины и Польши. Из «тяжелой артиллерии» кремлевских спикеров – путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, а также директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. При этом все еще остается главная интрига – будет ли спич по данному поводу главного историка современной России – Владимира Путина. Пока нет. Но то, что он внимательно следит за развернувшимся бурлением, да и стоит за ним, достаточно очевидно. Думается, именно по этой причине дозволенно либеральные российские СМИ особой активности по данному вопросу не проявляют – скользкая, рискованная тема, на которой можно больше потерять, чем приобрести.

Почему Москва так резко отреагировала на речь Зеленского в Аушвице

ОТПОВЕДЬ РОССИЙСКИХ ПРЕСС-ОФИЦЕРОВ

Какие же слова и факты в сбалансированном, исторически достоверном выступлении Владимира Зеленского вызвали самую бурную реакцию и цитируются чаще всего.

Прежде всего, то, что он поставил на одну доску два тоталитарных режима – Третий рейх и СССР – и зафиксировал их ответственность в трагедии еврейского народа: «Польша и польский народ первыми почувствовали на себе сговор тоталитарных режимов. Это привело к началу Второй мировой войны и позволило нацистам запустить смертоносный маховик Холокоста».

Второе столь же важное и неприятное для Кремля заявление Зеленского – его напоминание о многомилионных жертвах украинцев во время Второй мировой и о вкладе Украины в разгром нацистской Германии. Сделано это было очень аккуратно: глава Украинского государства вспомнил командира танка Т-34 Игоря Побирченко, который первым разбил ворота концлагеря Аушвиц, а также солдат ударного батальона 100-й Львовской дивизии, вошедших в лагерь под руководством еврея из Полтавы Анатолия Шапиро, которые вместе с бойцами 322-й дивизии Первого украинского фронта освобождали концлагерь. Поскольку это строгие факты, то российским пропагандистам тут нечего опровергать. Но они осуждают Зеленского за то, что он НЕ сказал. А именно – не упомянул, что названные бойцы и подразделения входили в состав Красной Армии.

Важно также подчеркнуть отдельные акценты в спичах Пескова и Нарышкина. Первым выступил разведчик-историк Нарышкин: «Господин Зеленский все больше и больше погружается в идеи украинского национализма, забывая совсем о том, по какому принципу назывались части Красной армии — по принципу географического места, где та или иная часть формировалась, или же, начиная с 1943 года, по географическому направлению главных ударов». Так, это по поводу Львовской дивизии и Украинского фронта.

Почему Москва так резко отреагировала на речь Зеленского в Аушвице
Сергей Нарышкин

Но этого мало, поэтому потребовалось дополнение от Пескова: «В этом заявлении (о причастности СССР к развязыванию Второй мировой, – О.К.) президент Украины солидаризируется с крайне ошибочной, по нашему убеждению, точкой зрения польского руководства и солидаризируется с точкой зрения, которая является оскорбительной для десятков миллионов россиян и граждан стран СНГ, чьи родители, деды, родственники отдали свои жизни за освобождение Европы, в том числе и Польши, от фашизма. Это вряд ли сочетается с верой и убеждением миллионов украинцев, которые также с оружием в руках воевали с фашистами».

Нетрудно заметить, что в этих двух заявлениях как раз и содержаться те два тезиса Зеленского, что я привел в начале главки. И то, насколько четко держится российская медиа-обслуга именно в этих рамках, дополнительно показывает вовлеченность в данную историю Верховного правителя (сейчас вполне серьезно выдвигаются предложения закрепить для Путина такую должность в Конституции РФ).

Почему Москва так резко отреагировала на речь Зеленского в Аушвице
Дмитрий Песков

Что еще важно в выступлениях Нарышкина и Пескова. Во-первых, истеричная реакция на то, что президент Украины излагает украиноцентричную, а не просоветскую позицию («все большее погружение в идеи украинского национализма»; вещание по поводу «веры и убеждений миллионов украинцев»). Второе – утверждение интегрально-советского взгляда на историю (решение из Москвы – что является «оскорбительным» для «граждан стран СНГ», а что нет).

ЮБИЛЕЙ – ПОВОД НЕ ТОЛЬКО ВЫПИТЬ

Так получилось, что своей речью (если смотреть на нее из Киева, – вполне аккуратной, вот ведь ни пакт Молотова-Риббентропа, ни сам СССР впрямую даже не названы), Зеленский ударил по самому болезненному месту в планах Москвы на начавшийся год – в «десятку».

Непрестанно актуализируя и монополизируя Победу-1945, отрывая ее от сотрудничества с Рейхом-1939 и тяжелейших поражений-1941, Кремль, Путин персонально делают из этого дополнительный и очень важный источник легитимности, с каждым годом нахождения у власти его авторитарного режима, все более сомнительной.

Почему Москва так резко отреагировала на речь Зеленского в Аушвице

Российская власть создает для своего населения фальшивую повестку дня, искаженную картину мира. И в этом мире Победобесия, ставшего фактически квази-религией, для Кремля особенно важны праздники и юбилеи. Поэтому 2020 год для Москвы – счастливый, но не по причине повторяющихся цифр, а из-за такой красивой даты, как 75-летие Победы.

На ближайшие месяцы «День Победы» – самая важная спецоперация российской внешней политики, дипломатии. Цель которой – за счет красивой картинки показать новый вариант имперского центра, то, как наново «сплотила навеки Великая Русь». При этом не менее важная задача – обеспечить максимально возможное присутствие лидеров первых стран мира. Это покажет Россию, как равную среди равных, в пропагандистском варианте изложения – первую среди равных. С другой стороны, при наличии поддакивающих президентов-статистов из СНГ – как бы легитимизует особые права Москвы в своем постсоветском «внутреннем дворике».

Для закрепления достигнутых результатов нужна следующая спецоперация «75-летие создания ООН». Чисто исторически это событие привязано к 24 октября. В этот день что-то этакое (с российским креативом) в Нью-Йорке безусловно будет. Но сама по себе дата неудобная. Самый канун президентских выборов в США – и это затмит все остальное. Поэтому Путин предложил в честь юбилея другое событие (пока без конкретной даты) – саммит учредителей ООН: США, Китая, Великобритании, Франции и РФ (как правопреемницы СССР).

Какой же смысл вкладывается в это? Ранее Москва говорила о том, что нужна «новая Ялта» (кстати, совсем скоро 4 февраля будет 75-летие Ялтинской конференции – вангую, что роспроп отметит эту дату новым бурлением). «Нью-Ялта» по российской версии нужна, чтобы новая «большая тройка» переделила существующий мир. Но у этой идеи было несколько существенных недостатков. Во-первых, Россия на фоне США и Китая смотрится слишком скромно. Второе вытекает из первого: эта идея никому, кроме Москвы, не интересна.

Другое дело – саммит к 75-летию ООН. Повод сам по себе весомый. Но для серьезных игроков – в первую очередь, церемониальный. Для России же, работающей на «картинку», чрезвычайно удобный, выигрышный. Кроме того, расширяется круг участников. А значит, благодаря появлению Франции и Великобритании, разница в весовых категориях с Китаем и США – будет уже не так заметна. К тому же, тут же, прицепом, вбрасывается другая идея – пригласить на саммит Германию (новую, преображенную и символически мирную) и Индию (вторая по населению страна мира; первая по численности демократия в мире). «И вот вам уже новая большая семерка!». С участием России и типа решающая судьбы мира.

Но тут, когда уже есть такая красивая схема, звучит речь Зеленского, которая напоминает, что Победа-1945 начиналась с Союза-с-дьяволом-1939, а также нарушает российскую монополию на победу на Восточном фронте.

Как же не впасть в истерику?

Почему Москва так резко отреагировала на речь Зеленского в Аушвице

В ОЖИДАНИИ «НОРМАНДИ» ЛЕГКО НЕ БУДЕТ

Не менее важно и другое. Кроме Победы-1945 Кремль инструментализирует и пытается приватизировать еще одну историческую тему – Холокост. Сделать в такой же степени это невозможно, поскольку есть Израиль, для которого главный акцент на этой теме более естественен и эта боль действительно непреходящая, вечно живая. Но, насколько возможно, Москва эту тему прихватизирует.

То, что путинский олигарх Вячеслав Кантор возглавил совет такого авторитетного учреждения как музей, исследовательский центр «Яд-Вашем» – крупный успех. То, как был организован и проведен Форум памяти жертв Холокоста в Иерусалиме – прекрасное тому подтверждение. Картинка выстраивалась под диктовку Москвы. И форум этот помог нивелировать то, что Польша перестала приглашать Путина на мероприятия в Аушвиц-Освенцим.

Спекуляции Кремля на теме Холокоста циничны и аморальны. Метод прост. Проявления чужого антисемитизма рассматриваются подробно и пристрастно; собственного, российского, советского – замалчиваются. Участие отдельных украинцев, поляков, литовцев, латышей, эстонцев в Холокосте подается как, якобы, предпосылка нынешней «ксенофобской, русофобской» политики целых стран – Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины. В таком варианте исторической войны любое сопротивление Красной армии, сталинскому советскому режиму – также людоедскому – автоматически становится… пособничеством нацистам, организаторам Холокоста. При этом дремучий, повсеместный советский антисемитизм 1940-1980-х годов вообще вычеркивается из истории, в крайнем случае – объявляется малосущественным на фоне славы победителей над нацизмом.

Поэтому логически и исторически обоснованное заявление украинского президента, что сговор тоталитарных режимов положил начало Второй мировой войне, а это, в свою очередь, предопределило запуск «маховика Холокоста», – просто удар под дых роспропу.

Что еще важно отметить. В России замалчивается – как просьба главного раввина Украины и Киева Моше Реувена Асмана к «Яд Вашем» – признать Андрея Шептицкого Праведником народов мира, так и то, что к ней присоединился Зеленский. Это, само по себе, также служит косвенным подтверждением весомости аргументов за то, чтобы такое признание состоялось. Но, увы, у Москвы, по-видимому, остаются существенные рычаги для торможения этого процесса.

И еще один важный аспект. Сейчас прошла примерно половина срока между парижской встречей в Нормандском формате и гипотетическим Нормандским саммитом в Берлине. Уже тогда, в декабре, Кремль, Путин лично были крайне раздражены тем, что им не удалось получить от украинской делегации желаемых уступок. Уже тогда звучало, что «Зеленский ничем не лучше Порошенко». Теперь – приплюсовалось разочарование на историческом фронте, где Украина встала на сторону Польши. Порой уже звучит: «Зеленский хуже, чем Порошенко».

Сейчас в России заканчивается перегруппировка властной команды. И в ближайшие полтора-два месяца мы увидим на украинском направлении какие-то новые действия в новой стилистике. В главном – похожей на текущую деятельность Кремля на белорусском треке: экономические преференции в обмен на суверенитет. При необходимости это будет дополняться политической, «антиолигархической» интригой, как на молдавском направлении, а также «принуждением к миру» местных «фашистов», как было на грузинском фронте.

Легко не будет.

Олег Кудрин, Рига