Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Краденый уголь “не пахнет”: кто в Европе наживается на нашей беде?


Краденый уголь “не пахнет”: кто в Европе наживается на нашей беде?

Несмотря на санкции, государство-агрессор продолжает торговать украинским углем, который незаконно добывают во временно оккупированных районах

Грузовое судно, которое на днях затонуло у берегов Турции, могло перевозить украденный в Украине уголь, добытый на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, – сообщили в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Хотя в документах указано: судно перевозило российское топливо из порта Азов в турецкий Самсун. Однако “этот порт в Ростовской области регулярно используют для незаконного вывоза угля из оккупированных районов Донбасса в порты Турции и других стран, – отметили в отечественном МинВОТ. Подробнее о том, как Украина противостоит попыткам агрессора нажиться за счет расхищения природных богатств оккупированных территорий, читайте вскоре в интервью министра Вадима Черныша. А пока предлагаем вспомнить, как говорится, “историю вопроса”.

Уголь с Донбасса: до и после блокады

В 2015-2016 годах почти все топливо, которое добывали во временно оккупированных районах Донбасса, продолжало поступать на подконтрольные Украине территории и использовалось для нужд отечественных ТЭС, ТЭЦ и предприятий металлургического комплекса. Частные владельцы шахт (большинство которых принадлежат компании ДТЭК Рината Ахметова) перенесли свои официальные офисы на подконтрольную территорию и продолжали работать в привычном режиме, получая с оккупированных шахт свой товар и выплачивая зарплату своим шахтерам. Налоги при этом платились на подконтрольной территории. Однако, в декабре 2016-го началась известная блокада активистами оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей с требованием прекратить “торговлю с оккупантами”. Это вызвало неоднозначную реакцию в политикуме и обществе. Наконец, 15 марта 2017-го года СНБО под давлением общественности принял официальное решение о прекращении перевозки по железной дороге грузов. В том числе запретили и перевозки угля через линию противостояния на Донбассе.

Источники поставок антрацита пришлось срочно диверсифицировать и начать процесс перевода отечественных ТЭС на использование угля газовой группы, которого на неоккупированной части добывается в избытке. Само решение СНБО, по словам энергетического эксперта Андрея Геруса, стало катализатором широкой модернизации: «Ряд станций, которые не могли перейти с антрацита на уголь газовой группы в течение трех лет, сделали это за несколько месяцев. Возникает вопрос: почему этого не произошло раньше?» – отметил при этом эксперт.

Краденый уголь “не пахнет”: кто в Европе наживается на нашей беде?
Андрей Герус

В ответ на это же решение СНБО оккупанты в 2016-м году создали оккупационные администрации, которые, в свою очередь, “национализировали” все активы и производственные мощности частных украинских компаний. В первую очередь шахты.

Грязный” бизнес: действия в обход решений СНБО и международных санкций

С тех пор по данным Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО) антрацит из ОРДЛО, вероятно, продолжает поступать на подконтрольные Киеву территории. Но уже через Россию. К примеру, такое уголь, по крайней мере в 2017-м, поставляли на находящуюся в городе Счастье Луганскую ТЭС, которая принадлежит компании Рината Ахметова ДТЭК. Правда, компания эту информацию опровергла и заверила: в Счастье, мол, поступает топливо, добытое на шахтах шахтоуправления “Обуховское” в Ростовской области РФ, которое принадлежит компании. При этом, по данным ДТЭК, при пересечении российско-украинской границы отечественные контрольные службы тщательно проверяют каждую партию угля.

Краденый уголь “не пахнет”: кто в Европе наживается на нашей беде?

Доказать возможные нарушения запрета на использование угля, добытого в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей, по оценкам экспертов, довольно сложно, учитывая “специфику” товара. Уголь очень похож по качественным характеристикам, поскольку добывается фактически из одного природного бассейна.

Однако Андрей Герус обращает внимание на то, что ДТЭК является крупнейшим импортером российского угля: объемы поставки – почти 1,5 млн тонн в год. Причем в Украине это топливо импортируется через швейцарскую “прокладку” и закладывается в тарифы по цене, которая определяется по формуле Роттердам+. Это приносит структурам олигарха дополнительные доходы. Такая “торговля”, безусловно, выгодна и агрессору, который массово вывозит украинский уголь, а потом им торгует с другими странами, оставляя прибыль себе и  подачки “квазиреспубликам” чтобы те как-то поддерживали “экономику”.

В 2017-м стало известно, что Россия продает украденный у Украины угля в Польшу. Причем – перевозит его транзитом через украинскую территорию! Такие поставки осуществлялись, по крайней мере в течение октября, пока в ситуацию не вмешались отечественные спецслужбы. Пунктом отправления грузов была железнодорожная станция Несветай (г. Новошахтинск, РФ), откуда через пограничную станцию Соловей (Белгородская область) вагоны попадали на территорию Украины (станция Тополя на Харьковщине). Потом, проехав всю территорию страны, уголь попадал в Польшу через пограничный переход Изов-Хрубешов. По подсчетам, по этой схеме в Польшу поставили по меньшей мере 11 тысяч тонн антрацита. Причем, добытого, скорее всего, на “отжатых” кремлевскими боевиками украинских шахтах. Ведь все объекты горнодобывающей промышленности в районе Новошахтинска законсервированы – последнюю шахту закрыли более пяти лет назад. Зато за 25 километров от тамошней железнодорожной станции расположен захвачен россиянами КПП Довжанский (Луганская область), через который и вывозили в Россию уголь с оккупированных территорий. При этом боевики и их московские кураторы изрядно наживались на таких операциях. Ведь у новых владельцев “отжатых” украинских шахт и у людей, которые добывают топливо в нелегальных “копанках”, покупали его за бесценок – 22 доллара за тонну. Тогда как официальная цена угля на польской границе составляла 140 долларов! При этом россияне документально оформляли это как импорт угля из Украины, потому что фирма, которая занималась вывозом в Россию, формально зарегистрирована в Киеве.

Краденый уголь “не пахнет”: кто в Европе наживается на нашей беде?
Министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский

В октябре 2017 года министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский подтвердил информацию о ввозе в его страну антрацита из оккупированных районов Донбасса. И заверил: польская власть примет меры для пресечения таких сделок. По информации Андрея Геруса, совместными усилиями украинской и польской сторон незаконные поставки удалось прекратить. Хотя, полностью закрыть лазейку не удалось.

Кремль “на выдумки хитер”: еще о незаконных схемах поставки топлива

Москва не оставляяет попыток незаконного обогащения за счет оккупированных территорий – в том числе, и путем продажи угля. По данным МинВОТ, в 2018 году в Россию с оккупированных территорий вывезено почти 2,8 млн тонн угля. Краденое украинское топливо РФ морем реэкспортирует в третьи страны. В частности, Кремль привлек к этой схеме одну из непризнанных “республик” – отрезанную от Грузии Абхазию, – сообщает международное разведывательное сообщество Inform Napalm. Поставки ведутся через подконтрольный незаконному образованию грузинский порт Очамчира.

Во-первых, это позволяет российским портам избегать (пока. – Ред.) международных санкций, которые могут быть инициированы Украиной или украинскими компаниями; во-вторых, экспорт угля через порт Очамчира сложно отследить. По международным нормам – это порт грузинской юрисдикции, он закрыт для захода иностранных судов, – пояснили в Inform Napalm.

Еще одна освоенная россиянами схема продажи за рубеж незаконно добытого украинского угля – смешивание его с добытым на территории РФ. Такие манипуляции усложняют проведение химического анализа топлива, что мешает объективно определить место, где его добыли (в частности, антрацит происхождением из ОРДЛО имеет более высокое содержание серы, чем топливо, добытое в России). Именно партии “смешанного” угля, по данным украинской стороны, активно поставляются сейчас в Турцию, Румынию, Молдову и другие страны региона. Вероятно, такая продукция могла быть и на борту судна, которое на днях затонуло в Черном море.

Американские санкции действуют. Но не всегда эффективно

Сначала Москва открещивалась от грабежа украинских недр, а в сентябре 2017-го подтвердила, что помогает пророссийским боевикам на Донбассе продавать уголь с захваченных украинских шахт: мол, с “благородной целью” – чтобы бандиты могли обеспечивать социальные нужды жителей оккупированных территорий. А прошлой весной появилась информация о том, что по распоряжению Кремля, единственным поставщиком угля с временно оккупированных украинских территорий стала компания олигарха-беглеца Сергея Курченко “Газ Альянс”. При этом еще в январе прошлого года эта компания попала под действие американских санкций. Как и другая кремлевская структура – Внешторгсервис, – которая в 2017-м взяла на себя управление расположенными в оккупированных районах угольными и металлургическими предприятиями, которые бандиты “отжали” у украинских владельцев.

Год назад Соединенные Штаты расширили санкционный список физических и юридических лиц, работающих в энергетической сфере. В перечень, в частности, внесли и 12 “чиновников” прокремлевских террористических группировок на Донбассе. Один из фигурантов – бывший “министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев (по кличке Ташкент) – похвастался журналистам, что бандиты, минуя санкции, якобы успешно торгуют с Китаем, Италией, Испанией и Францией. Другой “подсанкционный деятель” – бывший заместитель министра топлива и энергетики ЛНР Александр Мельничук, по данным правоохранительных органов, – предполагаемый организатор схемы поставок угля из оккупированных районов Донбасса в страны ЕС. В частности, через прокладку DonCoalTrade, зарегистрированную в польском Катовице. Эта структура также попала в санкционный перечень США.

“То, что Украина имеет поддержку от такого влиятельного геополитического игрока, очень важно, – говорит Андрей Герус, – ведь санкции, которые Киев вводит против государства-агрессора, к сожалению, не очень действенные. Зато при поддержке такой крупной страны как США и других наших международных партнеров, их эффективность растет”. Конечно, пока Украина не восстановит контроль над всей временно оккупированной территории, она не сможет контролировать работу шахт, расположенных в ОРДЛО. Но пресечь попытки агрессора нажиться за счет “отжатых” территорий и имущества вполне реально. Сейчас, по данным министра по вопросам временно оккупированных территорий Вадима Черныша, Украина ведет активную работу по блокированию международной торговли оккупанта краденными украинскими ресурсами, в том числе и углем. Подробнее о результатах этой работы – в скором времени.

Владислав Обух, Киев