Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Трамп атакует пошлиной Китай, но одним Китаем не обойдется...


Трамп атакует пошлиной Китай, но одним Китаем не обойдется...

Как новые американские пошлины товары повлияют не только на ход американо-китайской торговой войны, но и на экономику всего мира

Несколько дней назад президент США нарушил перемирие в торговой войне США и Китая, введя 25% пошлину на почти половину всех импортных товаров из Поднебесной. Решение президента вызвало падение на фондовых рынках Китая и грозит серьезным обострением противостояния двух сильнейших экономик мира. Но вопрос, на чьей стороне правда и кто же выйдет победителем в самом резонансном торговом конфликте современности, остается открытым.

Дональд Трамп ведет наступление или просто перехватывает инициативу на переговорах?

Расширение списка китайских товаров, подпадающих под специальные пошлины, не стало полной неожиданностью. Планы повысить пошлины объявлялись американским президентом еще в прошлом году, но постоянно откладывались. Причиной были продолжающиеся переговоры между США и КНР, целью которых было прекращение торговой войны на приемлемых для обеих сторон условиях. Новые пошлины, введенные Дональдом Трампом, не означают автоматического прекращения переговоров, следующий раунд которых состоится в ближайшее время, но дает серьезные основания сомневаться в их скором завершении.

Макар Таран, эксперт по американско-китайским отношениям, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, так описывает ход американо-китайских торгов:

Трамп атакует пошлиной Китай, но одним Китаем не обойдется...
Макар Таран

Китайской стороне свойственна тактика «дробления» вопросов, очень постепенного их решения. А Дональд Трамп, в свою очередь, сторонник большой сделки, а не компромисса. Для Трампа нет понятия компромисса. Новые пошлины, которые покрывают 47% китайского экспорта в США, служат очередным рычагом воздействия на неуступчивую китайскую сторону. Ведь Китай позиционирует себя как великую державу, которая не будет заключать сделки под диктатом.

Обострения торгового конфликта, в условиях затянутых с осени 2018 года переговоров, вполне следовало ожидать. Ведь главная цель Дональда Трампа - ликвидация дефицита в торговле между США и Китаем, остается неизменной. Напомним, что разница между объемами товаров, которые ввозит Китай в США, и которые закупает у Америки, составляет сотни миллиардов долларов (по данным Торгового представительства США, в 2017-м, до введения пошлин, разница составляла 375 миллиардов долларов). Президент США убежден, и не без основания, что Китай наживается в том числе и на кражах интеллектуальной собственности в США, и настроен это прекратить. Новое таможенное наступление на Китай очевидно призвано сохранить за Соединенными Штатами инициативу и превосходящие позиции в торговой войне.

Кто есть кто в американо-китайской торговой войне

Формально, торговая война США и КНР началась в марте 2018 года, когда в ходе расследования краж интеллектуальной собственности американских компаний китайской стороной, было обнаружено, что Китай использует дискриминационные практики, наносящие ущерб американской торговле. В результате конфликта Китай и США приняли ряд решений, в рамках которых стороны ввели взаимные повышенные пошлины. Американские сборы в размере 10% распространились на группы китайских товаров с объемом импорта $ 200 млрд, китайская сторона установила пошлины в размере 5-10% на импорт товаров для групп объемом $ 60 млрд. Позже США решили поднять ставку с 10 до 25%.

Трамп атакует пошлиной Китай, но одним Китаем не обойдется...

Учитывая ориентированность экономики КНР на экспорт, особенно в США, американские пошлины значительно болезненнее китайских. Но в КНР творчески подошли к ответу на американские ограничения, обложив пошлинами именно те категории, в частности сою и продукцию алюминиевой металлургии, от производства которых зависят «штаты-сторонники» Трампа на Среднем Западе и Юге США. Тем не менее, серьезный удар по электорату действующего президента США китайцам нанести не удалось, в 2018-м и 2019-м рейтинг поддержки действующего президента США только рос.

Макар Таран отмечает: “Позиция китайской стороны выглядит очень красиво и благородно: давайте отменим все пошлины и тарифы и будем спокойно торговать. Что характерно, именно такие либеральные идеи США проповедовали на протяжении всего ХХ века. Теперь, в XXI веке, ситуация сложилась противоположная. Но реальных рычагов в Китае, кроме введения зеркальных тарифов на американские товары, я пока не вижу.

Несмотря на то, что США и Китай продолжают уже почти год обмениваться выстрелами, реальную выгоду от торговой войны получают некоторые другие страны. Больше других от трения между США и Китаем выигрывают страны, которым технологическое и экономическое развитие позволяют заменить продукцию американских и китайских фирм, - отмечается в докладе Конференции ООН по торговле и развитию. Так как Китай ограничил американский экспорт в значительно меньших масштабах, именно американцам пришлось искать замены на других рынках. В частности, больше всего выгоды получают развивающиеся страны, такие как Мексика, Вьетнам, Пакистан и Индия. Например, в Мексике выведенный из Китая американский бизнес уже обеспечивает 5% всего экспорта страны, и динамика роста сохраняется. Но и более развитые государства имеют свою долю пирога. Евросоюз получил возможность увеличить свой экспорт в США на 70 млрд долларов, Япония и Канада получили доли в 20 млрд долларов.

Впрочем, торговая война Китая и США, кроме вполне естественных перераспределений рынков, которые позволяют кому-то подняться, а кому-то несут убытки, также может иметь серьезные негативные последствия для мировой экономики, которые не следует недооценивать.

Качнется ли китайский колосс от атак Трампа?

Инициированное президентом США обострение уже привело к обвалу китайского фондового рынка под давлением продажи ценных бумаг. 6 мая индекс Шанхайской фондовой биржи (SSE Composite) упал сразу на 5,6% - до 2906 пунктов, а индикатор на Шэньчжэньской площадке упал на 6,7% - до 1515 пунктов. Такие колебания выглядят серьезными на фоне не слишком позитивной динамики китайской экономики.

Трамп атакует пошлиной Китай, но одним Китаем не обойдется...

Так, в 2018 году темпы роста экономики КНР составили 6,6%, меньше всего за последние 28 лет, в этом году китайское правительство запланировало рост в 6,5%. За первые месяцы этого года немало китайских компаний объявили дефолты по внутренним облигациям на сумму 39,2 миллиарда юаней (почти 6 миллиардов долларов). Если такие темпы и тенденции сохранятся, Bloomberg прогнозирует дефолт на рынке облигаций в Китае, чей объем составляет фантастическую цифру в 13 триллионов долларов. Совершенно ясно, насколько серьезными и даже катастрофическими последствиями обвал экономики Китая обернется не только для тесно связанных с ним США, но и для всего мира. Впрочем, понимают это и главные фигуранты американо-китайской торговой войны, поэтому до крайнего ситуация в торговом противостоянии двух самых могущественных государств планеты вряд ли дойдет.

Макар Таран убежден, что Китаю вполне по силам еще долгое время продолжать борьбу: Фондовые рынки всегда чувствительны к кризисам. А торговая война как раз является таким кризисом. Рынки и экономисты хотят соглашения, которое дает прояснение и стабильность. Но если смотреть панорамно, то Китаю уже не раз, даже в XXI веке, предсказывали падение. На самом деле у Китая огромный амортизационный экономический потенциал, чтобы этого не случилось. Я убежден, что упасть своим рынкам КНР не даст.

Сейчас тарифы, пошлины, ограничения и другие акты противостояния США и Китая охватили 2,5% всего объема мировой торговли, который составляет примерно 17 триллионов долларов. На первый взгляд и на фоне 100%, цифры не так уж велики. Но в глобальных экономических процессах даже маленькие сдвиги могут разрастаться до больших масштабов в виде эффекта домино. Примером может служить рынок комплектующих для машино-, приборостроения и электроники, который составляет почти 40% китайского экспорта в США. Если пошлины сократят эти объемы, то китайцы уменьшат закупки вниз по производственной цепочке - ведь они сами покупают компоненты у соседей по региону.

По оценке экспертов ООН, такое изменение ситуации обойдется региону Юго-Восточной Азии в 160 млрд долларов недополученных доходов. Замедление китайского роста, в свою очередь, ведет к падению цен на сырье - основного экспортного товара для многих стран. А бегство инвесторов в «надежные долларовые активы» и «девальвации ради повышения конкурентоспособности» увеличивают расходы большинства стран.

Таким образом, торговая война США и Китая изначально не была проблемой исключительно только этих двух стран. Это один из самых тревожных трендов в глобальном экономическом жизни. Надеемся на ее скорое завершение, которое, к тому же, не обернется поражением для всего мира.

Вячеслав Масный, Киев