Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Мы – Голунов», или Как в России колебали стул под Путиным


«Мы – Голунов», или Как в России колебали стул под Путиным

История российского журналиста, которому полицейские подбросили наркотики, заставляет задуматься над неизбежными будущими событиями

В среду в Москве проходил марш в поддержку журналиста онлайн-ресурса Медуза Ивана Голунова, задержанного несколько дней назад после того, как у него якобы нашли наркотики. Надо сказать, что поскольку акция не была согласована с властями, само издание «Медуза» призвало активистов воздержаться от участия, тем более, что власть дала «задний ход», дело против Голунова закрыли и некоторые в России расценили как победу «демократии над режимом». Сам Иван Голунов тоже призвал не рисковать. Но несколько тысяч человек все равно на протест вышли. Ну, а дальше - по привычному сценарию. К середине дня полиция и Росгвардия задержали около 400 человек, сообщает ОВД-Инфо. Задерживали, в частности, за футболки «Я/Мы Голунов». В автозаки кидали тех, кто пришел с плакатами, и тех, кто пытается снимать происходящее - в том числе и журналистов с удостоверениями. Среди задержанных политолог Екатерина Шульман, основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, работники Reuters, «Дождя», Der Spiegel, Le Temps. Такая вот «победа демократии»... Путинский режим ответил просто: «Вы хоть нас и победили, но… Упал-отжался! Лежать-бояться!».

«Мы – Голунов», или Как в России колебали стул под Путиным

Шесть дней, прошедших с начала скандала, дали немало информации о состоянии дел в тамошней власти и обществе. Попытка устранить журналиста-расследователя Ивана Голунова путем полицейской провокации обернулась против власти, дала гражданам возможность ощутить силу солидарности, а также увидеть ясно преступления, о которых все знали, и именно поэтому они считались «обычными».

Напомним, что произошло

Сперва «ничего особенного» - 6 июня московские полицейские подбросили наркотики заказанной жертве, потом еще полдня прошли «как обычно»: били, не давали связаться с близкими и адвокатом, отказывали в обязательных в таких случаях экспертизах. Но потом «что-то пошло не так»: выяснилось, что фотографии якобы с места преступления, хотя и размещены на сайте аж самого МВД (!) - а все равно фейковые, а анализы задержанного - чистые от наркоты, а сам задержанный - журналист издания «Медуза» Иван Голунов - отказывается принимать пищу в СИЗО, чтобы не подсыпали наркотиков для экспертизы.

Два дня у здания ГУВД Москвы продолжались пикеты в поддержку журналиста, в них приняли участие сотни москвичей. Акции прошли также в Санкт-Петербурге и других городах. Интернет полнился заявлениями известных людей. Петиция журналистов быстро набрала 2500 подписей. По упоминаниям в интернете Голунов опередил даже Путина... И уже вечером 8 июня произошло невиданное: одна голова дракона отказала другой, проще говоря, московский суд отказал московской же полиции и отправил спецкора «Медузы» не в СИЗО, а под домашний арест - пусть с самыми жесткими условиями, но вырвался из челюстей.

Еще через два дня министр МВД России сообщил, что с журналиста сняты обвинения: «По результатам проведения биологических, криминалистических, дактилоскопических и генетических экспертиз принято решение о прекращении уголовного преследования гражданина Ивана Голунова в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления».

«Мы – Голунов», или Как в России колебали стул под Путиным

Зато отстранили от службы полицейских, которые его «паковали», и обещано отстранить двух полицейских генералов - думайте сами: то ли за преступление против журналиста, то ли за то, что не смогли его «закрыть».

Как журналист за двое суток стал популярнее Путина...

36-летний Иван Голунов - известный журналист-расследователь, автор более чем 20 резонансных расследований за последние шесть лет, героями которых были «черные риэлторы», расхитители бюджетов, земельные и банковские аферы, черный бизнес РПЦ и высоких чиновников. В сентябре 2014 года было обнародовано расследование «Что делает в России украинский олигарх Курченко», а в июне 2015-го «На чьи деньги живет Донбасс».

В день задержания 6 июня он успел передать в редакцию новое расследование о похоронном бизнесе влиятельного силовика, вероятно из ФСБ. В издании до сих пор не раскрывают детали, чтобы не повредить расследованию, но известно, что угрозы в связи с этим материалом Ивану поступают уже больше года.

При этом образ торжествующего борца со злом - супермена, берсерка от журналистики - ничего не имеет общего с реальным Иваном, человеком слабого здоровья, скорее застенчивым, чем публичным, и по отзывам всех, кто стремился рассказать о нем в эти дни, удивительной доброты и отзывчивости. Его журналистское оружие - тщательность. Как рассказала генеральный директор «Медузы» Галина Тимченко, ни по одному из расследований - ни одного иска, потому что все опубликованное выверено профессионально и досконально.

Те двое, которые крутили Ивану руки на улице, наверное знали, что он журналист, и их это не смущало ( «... и не таких ломали»). Но не знали, что журналист с хорошей репутацией. Настолько хорошей, что никто не поверил в бред о наркобизнесе. Для десятков или сотен людей, которые его знали, первой мыслью было: «Если Ивана взяли, то это предел». По эмоциональному содержанию - беззащитность перед полицейщиной, которой позволено все, и тихий решительный гнев - это что-то вроде избиения студентов в ноябре 2013 года в Киеве. На марш в поддержку Голунова 12 июня готовы были выйти 30-40 тысяч человек, несмотря на то, что акция не была согласована и была чревата столкновениями с полицией на улицах.

Российская власть, к которой с докладом ходила сама омбудсвумен Москалькова, должна была что-то сделать на опережение, чтобы не повторить путь Януковича.

В России сейчас спорят, что это было: уступка, которая свидетельствует об ослаблении Путина, или власть «выпустила пар» как раз вовремя - ведь фамилия Golunov легко читается на латинице и за день-два могла появиться на страницах мировых изданий и зафиксироваться в ряду, маркирующем путинские преступления: Sentsov, Boeing, Novichok, YUKOS, Vagner, Roldugin, Nemtsov и уже много других.

Герой расследования - генерал ФСБ, теневой владелец похоронного бизнеса, пытавшийся таким образом убрать журналиста, может себя поздравить: теперь текст Ивана Голунова, человека, который популярнее Путина, точно будут читать так, как он в страшном сне не мог бы представить.

...и как теперь Путину кормить полицейских

Попутно выяснились интересные и важные вещи. Статья «два-два-восемь» Уголовного кодекса РФ, по которой должны были «закрывать» Голунова - пресловутая антинаркотическая или «народная». По ней можно бросить за решетку любого, быстро и на большой срок. По статистике, ежегодно по статье 228 садятся в тюрьмы 100-120 тысяч россиян. И политолог Екатерина Шульман подсказала как посчитать, скольким из них наркотики были подброшены: аномально большое число россиян «с удивительной точностью» носят с собой именно ту дозу, после которой предусмотрена тяжелая - от 10 до 15 лет - ответственность («Совпадение? - Не думаю»). Получается несколько десятков тысяч ежегодно - и это только те, кто не смог откупиться...

Это не просто безрассудно жесткая статья. Это настоящее золотое дно, тройная кормушка: во-первых, взятки от жертв, во-вторых, возможность уничтожить любого - и потому всевластие, и в-третьих (возможно, самое главное), имитируя статистику борьбы с наркотиками, полиция может не трогать настоящих наркодельцов и их сети - на этих доходах и держится российская полицейщина, поэтому она готова на любую грязную работу «для начальства». И вот сейчас, когда «два-два-восемь» попала в центр публичного внимания, когда россияне видят, что каждого из них можно объявить наркодельцом в любой момент, и ничего не поможет - ее требуют изменить.

А как же тогда «кормить» полицию? Это как сломать ножку стула, на котором сидит «сказочный царь».

Готовы ли планы «на потом»?

Какое это имеет отношение к государству Украина? Хотим этого или нет, но две тысячи километров общей границы делают важным все, что может повлечь изменения «за поребриком». Попытка устранить журналиста-расследователя Ивана Голунова еще раз показывает как негативная селекция в РФ воспитывает заказчиков и исполнителей особо идиотических преступлений, способных повлечь даже крах собственного режима... Это как «генеральная репетиция» того, что когда-нибудь случится: может, через несколько лет, а может, уже сегодня вечером...

Есть ли у украинской государственной власти алгоритм неотложных действий на случай потери управляемости, дестабилизации в соседней стране? Как это бывает, уже известно по распаду СССР: на десятилетия пропитанная криминалом и насилием борьба за передел власти и собственности.

Ивану Голунову желаем восстановиться после пережитого и продолжить свою важную для людей работу. А еще лучше (чем не помечтать) «остаться без работы», когда его персонажи все сядут в колонии на места, освобожденные от десятков тысяч незаконно заключенных.

Среди них, в частности, и наш коллега Роман Сущенко, и Владимир Балух с точно так же «подброшенным преступлением», пойманный на провокацию Павел Гриб, похищенный с территории Украины Александр Шумков, брошенные за решетку ручным российским судом Олег Сенцов, Александр Кольченко, Алексей Чирний, Николай Карпюк, Станислав Клых, Андрей Коломиец, Сергей Литвинов, Николай Шиптур, Дмитрий Штыбликов, Алексей Бессарабов, Владимир Дудка, Артур и Евгений Пановы, Владимир Выгивский, 24 украинских моряка и десятки участников крымскотатарского национального и правозащитного движения.

Александр Волынский, Киев