В Верховной Раде состоялся круглый стол, посвященный цифровизации страны: блокчейну и детенизации криптовалют
Это был первый публичный разговор о блокчейне в Украине, который состоялся в комитете Верховной Рады. Речь шла о новейшей технологии и большой электронной системе, которая, как прогнозируют, может убить часть бюрократии, добавить Украине инвестиционной привлекательности, модернизировать, с одной стороны – упростить жизнь, с другой – поставить перед ней много новых вызовов.
Но прогресс цифровой трансформации – очень ощутимый и готовиться к этой эпохе стоит. Криптоинвесторы, учредители компаний, которые по-белому покупали криптовалюту на Западе и присутствовали на круглом столе, отметили, что мировой рынок криптовалюты оценивается в 270 млрд долл., а переход на новый технологический уклад с его инфо-нано-технологией и цифровой экономикой произойдет уже в 2020 году. Поэтому нас убеждают, что чем быстрее мы переведем собственные активы в цифру, а теневые – в легальное поле, тем быстрее государство сможет контролировать и облагать последние.
Круглый стол межфракционного объединения народных депутатов Украины “Blockchain4Ukraine” назывался «Законодательное обеспечение блокчейн-отрасли, цифровых активов и криптовалют». Организаторам удалось собрать экспертов, криптоюристов, практиков, инвесторов, учредителей открытых блокчейнпроектов, которые прошли этот путь и пользовались этим законодательством в странах ЕС.
Председательствовал на этом мероприятии глава межфракционного депутатского объединения “Blockchain4Ukraine” народный депутат Алексей Жмеренецкий.
Две темы круглого стола – блокчейн и криптовалюты – вроде как и не сочетаются, если говорить о законодательной работе, но технологически – связаны. Один из моих западных коллег в публикации СМИ так объяснил эту связь: мол, «блокчейн для биткоина – это как интернет для электронной почты, это большая электронная система, в которой можно создавать приложения, поэтому криптовалюта – одно из таких приложений».
Звучало также много других терминов. Кстати, организаторы сказали, что их историческая задача – ввести в законодательное поле эти новые термины (цифровые активы, виртуальные активы, криптовалюты, биткоин, токен) и ввести новый категориальный аппарат.
О ТЕРМИНАХ: БЛОКЧЕЙН, КРИПТОВАЛЮТА И ТОКЕН
Кстати, о терминах. Попробуем разобраться еще до того, как законопроект с ними внесли в сессионный зал.
Что такое блокчейн? Его правильное название – технология распределенных реестров, это технология, цепь блоков, которая содержит информацию о договорах, продаже, собственности, ценных бумагах. То есть все активы могут существовать, как физическая реальность, но быть при этом оцифрованными. Подарочный сертификат, например, может существовать в виде строки.
В Украине уже существуют пилотные (рабочие) проекты блокчейна с реестрами недвижимости, земли.
Те, кто переводил публичные отечественные онлайн-реестры, описал это так:
«Берутся все госреестры и все данные – при помощи функции, которая осуществляет преобразование массива входных данных произвольной длины в битовую строку (так называемое хеширование) установленной длины, которая выполняется определенным алгоритмом. Такое преобразование, производимое хеш-функцией, называется хешированием. Выходные данные называются входным массивом, «ключом» или «сообщением». Так, например, 100 млн записей реестра недвижимости, если это отхешировать, – то это 50 гигов данных. Скорость высокая, данных мало. Сохранение хешей в определенном реестре (блокчейн) – это не очень сложная штука. Каждый гражданин, имея условное количество записей в реестре, получает определенное количество хешей. Хеширование позволяет получить математическую и криптографическую гарантию, что данные реестров не изменились». (Подробнее мы остановимся на этой теме в следующих публикациях).
Биткоин – это первая криптовалюта. Ее особенность заключается в децентрализованной эмиссии, не подконтрольной ни одному центральному банку в мире. Биткоины можно обменять на специализированных биржах на фиатные деньги (гривни, доллары, евро и т.д.) и другие криптовалюты.
Токен – это и единица учета, и заменитель ценной бумаги в цифровом мире.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО УКРАИНЕ?
Эксперты и учредители дали прогноз, что через семь-десять лет в мире будет 10 миллионов блокчейн-проектов. Блокчейн-форумы, которые проходят в Украине, показывают такую динамику: пять лет назад они собирали сотни людей, в 2017-м году в украинских блокчейн-форумах присутствовали более тысячи человек. Сообщество только в Киеве (по неофициальным подсчетам) насчитывает 20-30 тысяч человек. Интересно, что 85% основателей и разработчиков блокчейн-проектов мира – родом из Украины.
Прогнозируют, что криптоактивы или криптовалюты как платежное средство выпустят все, кто найдет 100-200 тысяч долларов. (Представители криптосообщества шутят, что это напоминает ситуацию Древнего Рима, где были обменные пункты (тогдашние платформы), в которых менялись монетки разных колоний Рима, и в которых устанавливались курсы этих валют).
Рынок криптовалют уже существует в Украине и, по исследованиям Citigroup (4-й по величине банк США), он составляет 2,5 миллиарда долларов США или 2,5% ВВП. Сами же украинские игроки называют другие цифры, утверждая, что украинский рынок – это 3-4 миллиарда долларов.
Однако сегодня этот рынок находится в «черной» и «серой» сферах и нуждается в легализации путем законодательного урегулирования.
Впрочем, криптоюристы и криптоинвесторы говорят, что основные игроки этого рынка хотят выходить в легальное поле и платить налоги. Потому что судейская система не готова работать с данными объектами, большинство судебных слушаний заканчиваются не начавшись. Международные стандарты финмониторинга средств, полученных незаконным путем, становятся все более жесткими. Украина обязана, согласно Пятой европейской директиве, осуществлять мониторинг за лицами, которые предоставляют услуги обмена фиатных денег (традиционных бумажных) на криптовалюту, и теми, кто может управлять чужими виртуальными активами (криптой).
Поэтому вскоре игрокам этого рынка невозможно будет купить активы, не показав происхождения средств, соответственно – сектор криптоэкономики, который работает в тени, без определенного соглашения с государством не сможет выйти в легальный банковский сектор.
Сегодня украинские криптоинвесторы говорят, что первичного подтверждения приобретения права собственности на криптовалюты ни у кого нет. Все понимают, что их получали на неофициальных биржах через неофициальных брокеров. Они считают, что участникам рынка следует предоставить льготный период, в течение которого они могут получить право задекларировать свой криптоактив – при условии, если он не имеет откровенно криминального происхождения, ввести его в официальный гражданский и хозяйственный оборот и получить возможность продать или получить средства на банковский счет.
Также они согласны, что за получение шанса на легализацию государство попросит заплатить налог. Налог – плата за возможность добросовестным участникам легализовать свои криптоактивы.
Сегодня авторы существующих наработок, проектов законов предлагают 5% налогообложения для криптоинвесторов плюс военный сбор, а также 10 лет налоговых каникул (мораторий на выплаты). Потому что вывести людей из тени – не так уж и просто.
Целей детенизации блокчейн-экономики много. Отбеливание рынка, защита от рейдерства, помощь игрокам рынка.
ДОРОЖНАЯ КАРТА БЛОКЧЕЙНА: ПРОЕКТ ПРОЕКТА
Участники, имея разные взгляды на детали и нюансы, сошлись, что важно провести легитимизацию сферы блокчейна.
Они считают, что очень важно разработать классификацию цифровых активов, учитывая опыт ведущих юрисдикций.
Специалисты считают, что для Украины главная задача – не усложнять ни классификацию, ни категории. Все должно быть просто. То есть следует разделить основные виртуальные активы на категории, чтобы понять: какой режим правового регулирования применяется для каждой категории. Опыт классификации виртуальных активов есть на Мальте, Тайване, в Лихтенштейне, Швейцарии, США.
Сосредоточиться на регулировании двух основных типов виртуальных активов: криптовалюта и утилитарный токен как средство доступа к ресурсам и платформам. Секьюрити Токены, как формы ценных бумаг, следует вынести за пределы правового регулирования блокчейн-экономики и оставить отдельной темой для законодателей.
Предлагается определить статус криптовалюты и токенов как таковых; определить, чем они являются с точки зрения гражданского и хозяйственного законодательства. Поэтому будущим законопроектом, который вводит эти понятия в украинское законодательство, должны быть внесены изменения в гражданское и хозяйственное законодательство, которые позволили бы стать криптоактивам законным объектом гражданско-правовых, хозяйственно-правовых отношений, и чтобы стороны, которые заключали договоры и стали участниками таких правоотношений, могли бы защищать свои права в суде.
Цель – развивать позицию государства как наблюдателя процессов, а не жесткого деспота и регулятора.
УГРОЗЫ БЛОКЧЕЙНУ БЕЗ КИБЕРГИГИЕНЫ..
Все присутствующие признали, что блокчейн в государственном секторе – это очень инновационный и даже экзотический подход, и это будет мощный сигнал для иностранных инвесторов, которые хотят защитить право собственности и ресурсы.
Но участники акцентировали внимание на вопросах безопасности и хакерских нападений, потому что наибольшая уязвимость – это человек, который стоит вне блокчейна.
Его проще хакнуть и получить доступ к его данным, поэтому этот вопрос напрямую связан с кибергигиеной. Необходимо обучать кибербезопасности, обучать нацию в целом.
Также к этой технологии надо готовить общество. Так, например, блокчейн в недвижимости – это не только математическая гарантия, но и определенная дисциплина: каждая запятая в формуле важна, потому что это, например, квадратные метры.
Начинать стоит с малого: показывать, например, что подарочный сертификат может существовать и в виде листка бумаги, и в виде цифровой записи.
ДОЛЖНЫ ЛИ БЛОКЧЕЙНЫ БЫТЬ ЧАСТНЫМИ ИЛИ ПУБЛИЧНЫМИ?
Те, кто выступал на мероприятии, считают, что блокчейны для украинских госреестров не должны быть частными. Потому что это исключает идею проверки внешними средами информации и не принуждает к прозрачности. Их существование должно быть урегулировано на законодательном уровне.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ И ПРОИСХОДИТ ЛИ ЗА РУБЕЖОМ?
Около десяти стран в мире приняли законы относительно детенизации активов.
Страны с общей системой права давали разъяснения и документы рекомендательного характера, давая классификацию активов (США, Сингапур, Мальта, Великобритания). Их классификация гибкая.
Государства с континентальной системой права (например Лихтенштейн – один из финансовых центров Европы) экспериментирует с криптовалютами на уровне закона. Они ввели в свою систему институт лицензированных посредников между субъектами, который выступает гарантом между субъектом, который детинизирует активы, и субъектом, который их покупает. Посредник выступает гарантом того, что то количество активов, которое детенизируется, на самом деле соответствует количеству выпущенных токенов. Это может быть применено и как одна из лучших практик регулирования в Украине.
РАДИ СМЕХА
Звучала и немного сюрреалистическое предложение: трансформировать институт нотариусов в институт сертифицированных верификаторов. И таким образом наложить институт детенизации на существующую инфраструктуру. Это может выглядеть сюрреалистично, если к нотариусу приходит крипт-гик, который хочет верифицировать свои токены для стартапа... Однако Украина претендует на лидерство и инновационность.
В одной из стран предлагали такой шаг в детенизации активов: разрешить обмен токенов на каннабис...
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Напоследок участникам стола раздали QR-коды с рабочими материалами.
Примерно через месяц законодатели планируют подать первые законопроекты, которые надо продискутировать и полностью согласовать. Мы же со своей стороны не выступаем лоббистами этого явления, только освещаем и исследуем его.
По материалам круглого стола Лана Самохвалова, Киев