Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Новые образы Кобзаря, или Как Шевченко стал мемом


Новые образы Кобзаря, или Как Шевченко стал мемом

Что говорит об украинской культуре активное использование образов Тараса Шевченко в искусстве и интернет-мемах

Работы художника Александра Грехова, выставленные для осмотра на станции киевского метро Тараса Шевченко в рамках проекта Квантовый прыжок Шевченко, на первый взгляд отличаются нестандартным подходом к изображению Тараса Григорьевича. Впрочем, в таком подходе нет ничего удивительного, ведь Тарас Шевченко, с присущей его фигуре значимостью для украинской истории и культуры, просто не мог не стать мемом, то есть тем, что воспринимается как само собой разумеющееся во всех проявлениях повседневности. Мем – это означает способность постоянно меняться, развиваться и представать все в новых и новых ипостасях. Поэтому резонансная выставка А. Грехова – хороший повод задуматься над местом Шевченко-фигуры и “Шевченко-мема” в современной Украине.

Что такое мем и с чем его едят

Совместный проект иллюстратора Александра Грехова и Национального музея Тараса Шевченко “Квантовый прыжок”, работы которые были выставлены на колоннах станции метро Тараса Шевченко, вызвал немалый ажиотаж в украинских соцсетях. По замыслу, Шевченко присутствует здесь в образах персонажей поп-культуры, таких как Бэтмен, капитан Джек Воробей... И оказалось, что такое вот свободное, без «придыхания», даже шутливое использование образа поэта вполне приемлемо. Мало того, это очень актуально. Ведь, в отличие от советской эпохи с ее пафосной сакрализацией, в современной Украине ШВЧНКО уже давно стал именно мемом.

Сегодня практически невозможно встретить человека, который бы не слышал слово “мем”, но далеко не каждый правильно понимает его значение. Это слово, сейчас очень популярное, пришло к нам из научной среды, а именно из генетики. Именно поэтому понимать “мем” просто как смешную картинку или видео из интернета – это ошибка. Конечно, картинка или “видос” из интернета могут быть мемом, но не каждый мем – это смешной контент из веб-пространства. Потому что в самом общем смысле – это информация, способная к самокопированию и распространению. Как бактерии и вирусы в “чашке петри” постоянно делятся, меняются и пожирают друг друга, так и мемы занимаются копированием и размножением в наших мозгах.

Впервые такую трактовку мема предложил Ричард Докинз, один из самых известных ученых современности. Его определение мема стало основой для целой научной “теории мемов”, которая трактует все человеческие культуры как группы мемов, которые развиваются и распространяются в соответствии с суровыми законами эволюции и естественного отбора.

Новые образы Кобзаря, или Как Шевченко стал мемом
Работы проекта “Квантовый скачок Шевченко”

Если верить этой теории, вся украинская культура – от колядок до идеологии интегрального национализма – является набором “мемов”. Как и живые организмы, мемы растут, приспосабливаются и меняются, при этом сохраняя наследие своих предшественников. Именно поэтому узоры украинской вышивки 100 лет назад выглядели уместно на полотняной сорочке, а сегодня украшают футболки, которые штампует автомат. И Шевченко в XIX веке был фактически “иконой” национально-освободительного движения, в ХХ – советским памятником суровому борцу с барским гнетом, а в веке ХХІ – Элвисом Пресли, Дартом Вейдером и соведущим ютуб-шоу Майкла Щура “Але є одне але”.

Новые образы Кобзаря, или Как Шевченко стал мемом

Кадр из ютуб-шоу “Але є одне але”. Майкл Щур и его соведущий — портрет Шевченко

Как Шевченко-мем пережил советскую власть

Культурная среда, если на нее смотреть сквозь призму “теории мемов”, напоминает дикие первобытные джунгли, где выживает только тот, кто сильнее, быстрее, умнее. Одним словом - лучший. Неудачная шутка забывается сразу, а хороший анекдот был смешным во времена молодости вашего отца, и смешной сейчас. Штампованную российскую макулатуру, которую не хочется даже называть “литературой”, в будущем используют разве что в качестве сырья, а “Гарри Поттеру” и “На западном фронте без перемен” предстоят еще множество переизданий и экранизаций.

Именно поэтому интернет-шутки, вирусные видео и стилизованные под поп-культуру портреты Шевченко, и кого-либо из украинских классиков, абсолютно положительное явление. Свидетельством того, что наша культура жива, развивается, и при этом помнит свои корни. Свободное использование образа Шевченко – особенно хороший знак, свидетельствующий об освобождении от остатков советской ментальности. Потому что, в отличие от многих других, творчество Шевченко в СССР не столько запрещалась и притеснялось, сколько переписывалось и трактовалась в духе господствующей идеологии. А образ Шевченко подавался исключительно как насупленного усатого дядьки, памятники которому так напоминали памятники Ленину и другим “строителям коммунизма”. “Единственно верный” совдеповский миф о крепостном протокоммунисте после падения советской империи потихоньку сгнил и занял свое положенное место – на свалке истории. А вот сам Тарас Григорьевич и его творения не просто остались в школьных учебниках тем, что “надо выучить наизусть 6 столбиков на урок укрлита”, не только исторической фигурой из учебников и казенных документальных фильмов, а стал чем-то живым и очень актуальным. Мемом, то есть...

Новые образы Кобзаря, или Как Шевченко стал мемом
Мэм, обыгрывает фразу из стихотворения Тараса Шевченко “Думка” - “Шукає козак свою долю, а долі - немає”. Источник: Файні меми про українську літературу

Мемы дают будущее украинской культуре

Эпоха интернета дала невиданную ранее скорость коммуникации между людьми. То, что мы начали замечать мемы и осмысливать их значение – заслуга именно электронной сети. Ведь и раньше мемы возникали, развивались и умирали. Но если, например, шутки про Брежнева оставались актуальными полтора десятилетия (ну и еще пару генсеков, то есть 2-3 года после), то сегодняшний тренд может возникнуть, собрать 10 миллионов лайков и угаснуть за несколько дней. И поэтому во время Революции достоинства Тарас Шевченко ходил в строительной каске и с битой, год назад отстреливал “сепаров” из пулемета, а сегодня смотрит на нас из-под маски спайдермена.

Новые образы Кобзаря, или Как Шевченко стал мемом
Тарас Григорьевич — боец самообороны Майдана

А Иван Франко еще вчера был “франкотиком” - сегодня он уже “декадент”.

Новые образы Кобзаря, или Как Шевченко стал мемом
Иван Франко в образе “Франкотика”. Источник: Файні Меми про Українську Літературу

Украинские фигуры, символы и произведения реагируют на тренды и события, меняются, надевают новые образы и формы. И при этом остаются украинскими. Все, что навязывалось культурным давлением советской империи осталось серым, бетонным и мертвым, в то время как украинская культура живет, развивается и меняется. Именно поэтому наряду со “строгим” бронзовым Тарасом в парке Шевченко должны быть Шевченко-Бендер, Шевченко-Спок, и Шевченко-Бэтмен – на станции метро Тараса Шевченко. Мемы – неотъемлемая составляющая современной культуры, и то, что в них отображаются украинские истории и фигуры – это очень важно. Потому что нация, которая не создает свои мемы, будет создавать чужие...

Вячеслав Масный. Киев