Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Валютная либерализация: кому стало легче


Валютная либерализация: кому стало легче

Регулятор удовлетворил потребности большинства граждан. Что же касается юридических лиц, то НБУ еще не полностью воспользовался новыми возможностями

7 февраля этого года вступил в силу Закон Украины О валюте и валютных операциях, призванный либерализовать валютный рынок путем постепенной отмены большинства ограничений, введенных ранее старым Декретом о валютном регулировании (1993 г.). Сегодня банкам рекомендуют ослабить надзор за большинством бизнес-операций, не имеющих признаков “сомнительных” (речь о существенном несоответствии масштабов той или иной сделки объемам обычной деловой активности, несоответствии содержания сути операции или виду деятельности клиента, использовании при расчетах компаний-оболочек и тому подобном). В НБУ считают, что вместе с выводом из-под надзора мелких операций на сумму до 150 тысяч гривень введение рискоориентованого надзора снизит временные и административные издержки бизнеса, а также облегчит нагрузку на службы финансового мониторинга банковских учреждений.

Изменения для бизнеса и граждан: декларация или реальная либерализация?

Всего введено больше двух десятков “послаблений”. Большинство из них касаются крупного и среднего бизнеса. Речь идет, в частности, об отмене валютного надзора за экспортно-импортными операциями объемом до 150 тысяч гривень, двойного контроля операций при поступлении таможенной декларации в другой банк, регистрации внешних заимствований и лимита на досрочное погашение внешних обязательств. Также отныне бизнесу не грозят санкции в виде приостановления внешнеэкономической деятельности. Отменяются индивидуальные лицензии на валютные операции – их заменит система электронных лимитов (2 миллионов евро/год для юридических, 50 тысяч евро/год для физических лиц). Одновременно разрешено свободное открытие счетов юрлиц за границей, ввоз/вывоз иностранной валюты и банковских металлов, накопление валюты на счетах для погашения внешних заимствований, инвестирования в украинскую экономику не только в основных мировых валютах, но и в других. Увеличен предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам – до 365 дней.

Кстати, за две недели после вступления в силу Закона “О валюте и валютных операциях”, украинцы оформили 285 электронных лимитов для инвестирования за границу. Большинство лимитов (188) выдал национализированный ПриватБанк. 56% разрешений украинцы получили для открытия счетов в иностранных банках. Еще 41% лимитов – для инвестирования в ценные бумаги западных корпораций, прежде всего американских.

Валютная либерализация: кому стало легче
Глеб Вышлинский

“Говорить о другие конкретных результатах предложенных законодателем и регулятором мер по либерализации сферы валютных взаимоотношений пока рано, – констатирует исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. – Еще только формируется банковская практика применения нового порядка. При этом “валютный” закон, конечно, дает НБУ много возможностей для дальнейшей либерализации, но конкретные шаги и сроки этого процесса определяет сам регулятор. Несколько важных решений уже приняты. Но их вряд ли можно назвать “прорывными” для отечественного бизнеса. Кроме разве что закрытия коррупционной схемы с применения санкций, связанных с прекращением внешнеэкономической деятельности”.

Есть и важные новации для “обычных” граждан. Это, в частности, начало онлайн-покупки/продажи иностранной валюты. В десять раз увеличен лимит на переводы за границу без открытия счета для физлиц – до 150 тысяч гривень в год. Также повышен лимит на покупку банковских металлов (в том числе, и физическими лицами) – с 3,21 унции (100 граммов) в неделю до эквивалента 150 тысяч гривен в день. Изменена и норма обязательного декларирования валютных ценностей при перемещении через границу: декларировать требуется лишь суммы свыше 10 тысяч евро (или в эквиваленте). Еще одна новая возможность – подписание накопительных договоров страхования в валюте (это позволит хотя бы частично защитить аккумулированные средства от девальвации, ведь такие договоры, обычно, заключаются на 10-15 лет).

Для широкой общественности две недели действия “либерализационного” законодательства прошли почти незаметно. Интерес к этой теме несколько оживился разве что после широко растиражированного сообщения о результатах первых суток работы системы онлайн-продажи валюты в семи банках страны, когда было куплено/продано почти 5 миллионов долларов.

Впрочем, как считает экономист Алексей Кущ, относительная активность части наших соотечественников была связана, скорее, с интересом к тому, как работает новая опция, чем с реальными потребностями в приобретении или продажи таким путем долларов или евро. “Ведь большинство договоров купли/продажи заключались на небольшие суммы до 150 долларов, так что никакой “погоды” на валютном рынке страны они не делали. Да и вообще широко разрекламированное регулятором и некоторыми коммерческими банками “окно новых возможностей” при нынешних условиях может заинтересовать лишь 1-2% украинцев. Основные же объемы валюты по-прежнему вращаются в “серых” обменниках и на таких же полулегальных интернет-площадках”, – объясняет эксперт.

Валютная либерализация: кому стало легче
Алексей Кущ

“Но и преуменьшать значение открытия онлайн-торговли валютой также не стоит. Ведь это – по сути, основной “выигрыш”, который принесло гражданам введение нового “валютного” закона, – отмечает Глеб Вышлинский. – На самом же деле “правила игры” для физических лиц и до либерализации были гораздо легче, чем для бизнеса. К примеру, каждый гражданин (конечно же, если имел на это деньги) мог, обойдя много банковских отделений, купить за день значительный объем иностранной валюты. У предприятия же без договора, завизированного службой валютного контроля банка, такой возможности не было. Так же физлица, в отличие от предприятий, имели возможность ежегодно выводить из страны до 50 тысяч евро на основании того, что новый закон определяет как “электронные лимиты”, – напомнил эксперт.

Поэтому дополнительные послабления, введенные регулятором после 7 февраля, по его мнению, фактически полностью удовлетворили потребности большинства граждан. Это, в частности, касается и возможности свободно оплачивать любые импортные операции и получать деньги в случаях, когда физическое лицо что-то экспортирует (к примеру, творческие услуги или продукцию хенд-мейд). Больше возможностей появилось и у семей, где дети учатся за границей (выросли лимиты на перевод средств, в частности, и как оплату за обучение). Это же касается и тех, кто имеет желание и возможности инвестировать за рубеж.

Спасет либерализация от “офшоризации” украинского бизнеса?

“Целью Национального банка, как и ранее, остается постепенное снятие всех валютных ограничений и переход к режиму свободного движения капитала”, – говорится в сообщении на сайте регулятора. Сформированная при содействии экспертов МВФ дорожная карта валютной либерализации предусматривает пошаговую отмену всех валютных ограничений в соответствии с темпов улучшения макроэкономических условий в Украине. Этот процесс должен сопровождаться принятием ряда законов, направленных на повышение качества регулирования небанковского финансового рынка (законопроект о так называемом “сплите”), и предотвращение непродуктивному оттоку капитала из страны (проект закона “Об имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения, по противодействию BEPS).

Среди главных приоритетов Национального банка – отмена ряда ограничений, которые создают дополнительные трудности для внешнеэкономической деятельности и тормозят приход новых иностранных инвестиций в Украину. Речь идет, в частности, о постепенном ослаблении и отмене требований к обязательной продаже валютной выручки; отмена требования о предварительном резервировании средств для покупки иностранной валюты; снижении и/или отмене лимита на репатриацию дивидендов; отмене предельных сроков расчетов по операциям резидентов по экспорту и импорту товаров, но не ранее принятия упомянутого законопроекта о противодействии BEPS.

“В результате снятие всех ограничений и переход к режиму свободного движения капитала должны стать основой для облегчения ведения бизнеса и улучшения инвестиционного климата в Украине, притока иностранного капитала, и как следствие – устойчивого экономического роста”, – отмечают в Нацбанке. Впрочем, такая глобальная валютная либерализация начнется только после достижения макроэкономической стабильности в стране, признают в НБУ.

В тоже время эксперты призывают к более решительным действиям и, соответственно, к совсем других темпам либерализации. “Отказ от полной отмены валютного надзора за экспортно-импортными операциями в Нацбанке объясняют опасением, что бизнес, мол, воспользуется таким послаблением для неограниченного вывода денег из страны. Что может углублять вероятные кризисные ситуации, – отмечает экономист Глеб Вышлинский. – Но я с этим не согласен. Вспомним: в свое время субъекты внешнеторговой деятельности достаточно оперативно отреагировали на ограничения, которые вводились в 2014-м и 2015 годах. И сейчас фактически даже любой средний бизнес (не говоря о крупном) имеет оффшорные счета за рубежом, на которых благодаря трансфертному ценообразованию (сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирмовым, отличным от рыночных, ценам. – Ред.) накапливает валюту для того, чтобы обходить преграды, имеющиеся в стране. Полная либерализация сделает такие схемы ненужными. Поэтому и бизнес почувствует облегчение, и силы и средства на лишний контроль тратить не придется”.

Что же касается кризисных ситуаций, то, по мнению эксперта, закон О валюте и валютных операциях дает НБУ достаточно инструментов для того, чтобы в случае их возникновения (к примеру, усиления российской агрессии) буквально за ночь вернуть ограничения. “То есть, у регулятора есть все возможности применять ограничительные меры только тогда, когда они нужны, а не тормозить экономическую деятельность при относительно спокойных условиях”, – заключает Глеб Вышлинский.

Владислав Обух, Киев