Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Диалог Кремля с народом: «Ты меня уважаешь? Нет? Штраф!»


Диалог Кремля с народом: «Ты меня уважаешь? Нет? Штраф!»

Зачем приняты и что несут два новых цензурных российских закона

В начале недели президент РФ Владимир Путин подписал два закона, вызывавших по мере их прохождения, пожалуй, самые большие в России споры и протесты. Это закон о запрете распространения фейковых новостей и закон о борьбе с проявлением «явного неуважения» к власти в СМИ и интернете. Оба законопроекта довольно быстро (с учетом праздников) прошли путь от внесения в парламент (в декабре прошлого года) до принятия в Госдуме в окончательном чтении (7 марта). Потом утверждение Советом Федерации, и вот – подпись президента.

Если называть вещи своими именами, то это законы об ужесточении цензуры. Ситуация в этом вопросе в России и раньше была аховая. Казалось, куда дальше. Но нет – гайки подкрутили еще туже.

Диалог Кремля с народом: «Ты меня уважаешь? Нет? Штраф!»
Карикатура Сергея Елкина 

ШТРАФЫ В ОЖИДАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗРЫВОВ

Есть какой-то особый символизм в том, что президент РФ подписал эти законы 18 марта, когда Россия пышно отмечала 5-летие оккупации Крыма, и когда малозамеченной прошла годовщина выборов президента Путина в 2018 году. Ах, какой тогда был рейтинг (достигнутый, в том числе, и за счет политтехнологических манипуляций). А теперь? Теперь – похуже. Российская власть бодриться, румянится, а между тем вынуждена принимать законы, повторяющие классическую позицию жлоба из подворотни: «Ты меня уважаешь?».

Так Кремль готовится к стабильно высокому протестному потенциалу и потому расширяет коридоры возможностей для его подавления во всех проявлениях – не только «в реале», но и «в виртуале». И это само по себе говорит о том, что положение в РФ продолжает ухудшаться. Вот, кстати, в подтверждение – и славные инсайды от Валерия Соловья: «Уровень алармизма правящей бюрократии резко вырос. Впервые за много лет услышал сакраментальную фразу – «готовимся к социальному взрыву». И это от людей, прошедших ревущие 90-е годы в Кремле и близ него».

Но вернемся к госдумовскому законотворчеству. Итак, закон о запрете фейк-ньюс. Слово это в последнее время стало модным. Но одно дело разбрасываться словами, и совсем другое – давать им юридически корректное определение в законе. Теперь, согласно закону, фейк – это «недостоверная общественно значимая информация», которая несет «угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, нарушения общественного порядка, создания помех работе систем стратегически важной инфраструктуры». За ее распространение предусмотрены штрафы для граждан – от 30 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 60 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей. Если распространение ложной информации повлекло за собой смерть человека или причинение вреда здоровью, то размер штрафа увеличивается в 3-4,5 раза.

Чтобы было понятно, о каких суммах идет речь в обоих законах, сразу напоминаю: 100 тыс. рублей – это примерно 1,5 тыс. долларов. Сумма для организаций – небольшая, для частных лиц – немаленькая. К тому же, если каждый бит информации рассматривать в качестве отдельного фейка, то накопленный итог можно увеличивать «под заказ».

Диалог Кремля с народом: «Ты меня уважаешь? Нет? Штраф!»

РОССИЙСКИЕ ЗАКОНЫ – ОБЫЧНАЯ ИГРА С ШУЛЕРОМ

По горячим следам в РФ сразу появилась шутка: теперь если сказать, что российская власть плохая – оштрафуют за неуважение, если сказать, что хорошая – оштрафуют за фейк.

А если серьезно, то какой будет практика применения этого закона? Роскомнадзор по обращению Генпрокуратуры станет блокировать неугодные публикации – в досудебном порядке. Важная деталь – по мере прохождения в закон внесли поправку, согласно которой из-под его действия выводятся так называемые «традиционные медиа». Почему? Потому что их режим регулирования к настоящему времени, якобы, «достаточно эффективен против фейков». Но кроме «традиционных медиа» выделяются еще «официально зарегистрированные». Они на пару ступенек, но тоже с какими-то правами – это интернет-СМИ. К ним сначала придет сообщение от Роскомнадзора и будет дано некоторое время для возможности самостоятельно удалить «фейковую новость». А вот обычным сайтам, то есть всем остальным – и такого времени давать не будут, их заблокируют сразу.

Прелести подобных дополнений очевидны. Это как игра в карты с шулером, который к тому же по ходу игры имеет возможность в любой момент произвольно менять любые ее правила. Да, власть сама устанавливает – какие СМИ «традиционные», какие – «официально зарегистрированные», а какие – «черт знает что», с которыми в любой момент делай, что хочешь.

Диалог Кремля с народом: «Ты меня уважаешь? Нет? Штраф!»
Карикатура Сергея Елкина

Второй законопроект – о «явном неуважении» власти. Таковым будут считаться материалы, «в неприличной форме» отзывающиеся об обществе, государстве, государственных символах (флаге, гербе и гимне), Конституции и органах государственной власти (президенте, парламенте, правительстве и судах). Тут предполагаются штрафы от 30 до 100 тысяч рублей, повторное нарушение грозит арестом на срок до 15 суток или штрафом от 100 до 200 тысяч (третье и следующие правонарушения — от 200 до 300 тысяч).

После принятий Госдумой этих законопроектов Совет по правам человека при президенте России во главе с Михаилом Федотовым призвал Совет Федерации отклонить их и отправить на доработку. Не помогло. Писались протестные письма, собрали подписи более 100 журналистов и правозащитников. Эти законопроекты назвали «государственными репрессиями против всего журналистского и писательского сообщества». Но никакого, то есть совершенно никакого влияния на прохождение и принятие закона такая суета не возымела. А уже после подписания законов Путиным Михаил Федотов строго заявил, что «СПЧ будет следить за правоприменением законов о фейковых новостях и оскорблении государственных символов». И тут же робко добавил: мол, это нужно, чтобы сформулировать их корректировки, если – внимание! – появится такая возможность.

Вот оно – донкишотство XXI века. Мы будем следить! Чтобы скорректировать. Ну, если появится такая возможность…

Диалог Кремля с народом: «Ты меня уважаешь? Нет? Штраф!»
Марк Фейгин

МАРК ФЕЙГИН: ДАЛЕКО КРЕМЛЬ НЕ СМОТРИТ. ДУШИТ – ТО, ЧТО ЕСТЬ

Да, принятый блок законов – традиционно для российского законотворчества прекрасен. Просто Блок, поэзия символизма: за написанными словами каждый может увидеть, что захочет. То есть трактовать эти законы можно уже узкого или шире ширшего – по текущей необходимости.

А еще – аналитики и публицисты, по мере их продвижения и принятия, наговорили многого. Поэтому я попросил прокомментировать принятые законы известного российского юриста Марка Фейгина.

- По мере прохождения данных законов либеральные публицисты поговаривали, что в них такие расплывчатые формулировки, столько «дыр», что их можно использовать и против самой власти, находя примеры неуважения одной ветви власти к другой или фейки в официозных СМИ.

- Это чрезвычайно наивные представления. Ведь российская власть пишет и принимает законы не для того, чтобы их можно было использовать против нее самой. На самом деле, цель принятия данных законов совершенно очевидна – ужесточение цензуры. Прежде всего, в сфере, которая на данный момент контролируется властью меньше всего – интернет. Таким образом возможности цензурирования расширяются, распространяясь на ранее недоступные участки.

- Хорошо. Давайте посмотрим на конкретном примере, который приводят по этому поводу. Классический фейк «Первого канала» о «распятом мальчике». Он привел ко многим смертям, поскольку под его влиянием на Донбасс поехало множество добровольцев из России. Могут ли активисты, воспользовавшись новым законом, подать в суд на «Первый канал»?

- Посмотрите еще раз на закон. Меры по данному поводу принимаются Роскомнадзором по представлению прокуратуры. И решение выносится в досудебном порядке. То есть прокуратура будет выбирать только те случаи, которые ей нужны и передавать их в работу Роскомнадзору. Где тут место для гражданских активистов? К тому же, не забывайте, что «Первый канал» – «традиционное медиа». А значит, он в принципе выводится из-под удара. Может быть, на каких-то ранних стадиях в законах и были какие-то неловкие для власти моменты. Но к последнему чтению закон доработан так, что в нем перестраховок – даже с избытком. Он направлен, в первую очередь, против неугодных блогеров, против неугодных «официально не зарегистрированных» интернет-СМИ. Конечно, учитывая масштаб интернет-среды, репрессировать всех и сразу не удастся. Но это Кремлю и не нужно. Будут бить по Навальному, как реальному, так и условному. То есть, по любым более-менее заметным разоблачительным сайтам, материалам, неудобным для власти.

- Какие еще любопытные тонкости есть в принятых законах?

- Например, говорится об изъятии предметов, с помощью которых создавался фейк. Любопытно знать, что под этим подразумевается. Компьютеры, техника, какие-то гаджеты или что? Пока не было правоприменения, сказать трудно.

- Однако! Так, может, и квартиру, частный офис можно изъять, если «фейк» изготавливался в его стенах?

- Ну, это, конечно, уже гротеск. Но в условиях российского правосудия нет ничего невозможного. Со временем могут оправдаться самые смелые предположения. Главное – окружить репрессивными законами всю сферу интернета. Это же сейчас – последний источник открытой, не управляемой сверху информации. Значит, нужно и здесь всё подавить, закрыть. Вообще, эти законы не нужно воспринимать как что-то отдельное, это продолжение тренда, начавшегося еще до войны, в 2011-2012 годах. Эти законы нужно рассматривать в связке и с законом о создании суверенного Рунета.

- Почему?

- По тому, как складывается ситуация. Русскоязычные сайты есть не только на «ru», но и на «com». Кроме того, есть система прокси, система VPN. Один только инцидент с невозможностью обуздать Telegram оказался для власти чрезвычайно болезненным. Со временем будет заявлено, что накапливаются болезненные проблемы, невозможно реализовывать принятые в России законы. А значит, нужен свой отдельный Интернет. Но это будет временное решение. Ведь прогресс не остановить. И тогда появится следующая проблема.

- Какая?

- Свободный интернет из космоса. От спутников системы OneWeb. И вот что Кремлю с этим делать? Чисто технически это можно прекратить, только сбивая спутники. Что было бы прямым началом военных действий. Впрочем, так далеко российское руководство пока не смотрит. Пока они будут душить то, что есть в наличии. Не такие уж стратеги там сидят.

Олег Кудрин. Рига