Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Газовая» директива ЕС: скорее плохо, чем хорошо


«Газовая» директива ЕС: скорее плохо, чем хорошо

Новая газовая директива вроде бы не позволяет российскому Газпрому качать свои монопольные права «на полную», но при этом оставляет ему хитрые лазейки

Европарламент на этой неделе поддержал обновленную газовую директиву (часть так называемого Третьего энергопакета), которая распространяет действие энергетического законодательства Евросоюза на газопроводы из третьих стран, включая Северный поток-2 (подробнее о нем ТУТ). До узаконивания остается один шаг - утверждение их Советом Евросоюза. К сожалению, распространение директивы на новый российский газопровод, грозящий прекращением транзита через Украину, не означает остановки этого проекта, как того добивается ряд стран, включая Украину и США. Лишь в какой-то мере его усложняет, создавая преграды, в частности, в вопросах окупаемости. И газпромовцы уже планируют, как эти преграды обойти. Дело в том, что фактическим контролером за деятельностью Северного потока, согласно директиве, будет страна входа трубопровода на территорию ЕС (а это, как известно, толерантная к России Германия). И это решение россиянам только на руку, так как позволяет часть требований директивы регулировать двусторонними договоренностями непосредственно с куратором. Не надо быть очень проницательным, чтобы понять, как этой лазейкой воспользуются обе заинтересованные стороны.

Евродепутаты не были бы депутатами, если бы не действовали по принципу и вашим, и нашим

Поправки предусматривают, что трубопроводы из третьих стран в Европейский Союз, будут подпадать под правила, применяемые к трубопроводам ЕС. В частности, в Европе действует требование о разделении добычи и поставки сырья, то есть газопровод и добытый газ, который через него прокачивается, не может находиться под контролем одной компании. Также к использованию трубопровода должны иметь доступ третьи компании.

Для обеспечения независимости оператора предусмотрен еще целый ряд защитных механизмов. Например, он должен владеть активами, необходимыми для транспортировки, самостоятельно набирать персонал, самостоятельно принимать решения по транспортным активам, привлекать финансирование и тому подобное. Правда, на новые трубопроводы могут распространяться определенные исключения. Причем решение об этих исключения имеет право принимать не Евросоюз, а та страна, на территорию которой газопровод приходит из-за пределов ЕС (хотя для исключений ей нужны консультации с Брюсселем).

Применительно к еще недостроенному Северному потоку-2 все эти правки означают следующее:

- оператором газопровода должен быть не связанный с «Газпромом» Nord Stream 2 AG, а полностью независимая компания;

- часть мощности трубы должна оставаться зарезервированной для других независимых компаний (именно такое ограничение ЕК ранее наложила на газопровод OPAL - сухопутное продолжение Северного потока-1);

- Германия получает право ограничивать действие директивы по соглашению с Еврокомиссией (именно в этой стране российский газопровод выходит из Балтийского моря на сушу и подключается к газотранспортной системе ЕС).

Уже известно, что за применение новых правил Северного потока-2 под наблюдением Еврокомиссии будет отвечать немецкий регулятор - Федеральное агентство по сетям. Детали (такие как тарифы на транспортировку) Берлин, по согласованию с Брюсселем, сможет самостоятельно прописывать в межправительственном соглашении с Москвой.

«Газовая» директива ЕС: скорее плохо, чем хорошо
Ребекка Хармс

Интересно, что такая формулировка появилась в результате компромисса между ФРГ, которая всегда поддерживала российский проект, и Францией, которая настаивала на полной юрисдикции Третьего энергетического пакета по отношению к газопроводам из третьих стран. Немецкий евродепутат из фракции Зеленых Райнхард Бютикофер говорит, что в этом случае Берлин потерпел поражение, но компромисс позволил ему сохранить лицо.

«Газпром» будет соблюдать правила ЕС. Анбандлинг (распределение функций) производства и транспортировки ограничит мощность газового гиганта. Это сделает проект Nord Stream 2 (Северный поток-2) сложнее и, возможно, отсрочит его, но не остановит, - признала член группы Зеленых в Комитете по промышленности, научных исследований и энергетики Европарламента Ребекка Хармс. При этом она подчеркнула: «Немецкая канцлер связала свою поддержку проекта трубопровода с условием продолжения украинского транзита. Немецкое правительство должно придерживаться этого обещания». Потому что это вопрос справедливости.

Как Газпром ужом выкручивается

Евродепутаты очень довольны тем, что в вопросах энергетической независимости им удалось найти удачное антимонопольное решения. Мол, Газпром может прощаться со своими амбициями энергетического властителя в Европе. Однако, зная хитрость и коварство россиян, мы бы на месте европарламентариев не были так оптимистичны.

«Газовая» директива ЕС: скорее плохо, чем хорошо

С формальной точки зрения, все выглядит таким образом, что должно побеждать европейское энергетическое законодательство, которое будет распространено на оффшорные газопроводы в целом и на Северный поток-2 частности. Фактически допускается определенное исключение, которым основная ответственность за соблюдение третьего энергопакета возлагается на принимающую страну. В случае Северного потока-2 - на Германию, которая может сделать такое исключение по согласованию с Европейской Комиссией. На бумаге все выглядит вполне гладко, вполне компромиссно - с учетом интересов всех сторон. Но я опасаюсь того, что это исключение и станет правилом, а общее правило станет исключением или, скажем так, правилом неприменения, - отметил в интервью Укринформу Михаил Гончар, президент Центра глобалистики Стратегия ХХ.

Он не исключает, что в результате имплементации ограничений через несколько лет после запуска проекта Газпром совместно с европейскими партнерами смогут сыграть все в свою пользу (как это было в случае Северного потока-1).

Если до февраля (на этапе согласования поправок) еще существовала, по крайней мере, гипотетически, вероятность прекращения Евросюзом проекта Северного потока-2, то теперь такой опции уже не существует, - говорит Михаил Гончар. По его словам, европейцы приняли опцию юридического нормирования, то есть фактически смирились со строительством второй ветки Северного потока. То есть российско-германское лобби оказалось сильнее всех вместе взятых европейских институтов.

Напугали ежа известно чем

Пока никто не берется прогнозировать, что произойдет с Северным потоком-2 после принятия судьбоносной директивы. И по реакции россиян уже можно понять, что она их не очень расстроила. Постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заверил, что газопровод будет построен в срок, то есть до конца 2019 невзирая на новые правила игры.

«Все закончится тем, что проект будет достроен и регулирование будет таким, которое позволит если не сразу, то в перспективе использовать его на полную мощность», - не сомневается эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович. Он намекнул, что антимонопольное право ЕС «молодо и его можно по-разному трактовать». (Вот вам и подтверждение тезиса Михаила Гончара о намерениях сыграть в свою пользу. - Авт.). Российский эксперт допускает создание отдельной от Газпрома компании, которая будет управлять лишь последними несколькими десятками километров Северного потока-2, чтобы формально российский монополист не попадал под директиву.

Директор Фонда энергетического развития РФ Сергей Пикин тоже не сдерживает оптимизма: «Плюс в том, что эта директива позволяет руководствоваться требованиями той страны, через которую проходит газопровод. То есть, если Германия говорит, что им нужен газопровод «Северный поток-2», то он будет строиться - и не надо никого спрашивать. Но минус в том, что поставщик ресурса должен быть отделен от компании, которая владеет трубой. Там прописано 50-процентное ограничение по объемам прокачки. Но думаю, это преодолимо - директива позволяет преодолеть и это ограничение, если большинство стран ЕС выскажутся за его отмену».

«Газовая» директива ЕС: скорее плохо, чем хорошо
Борис Кушнирук

По мнению отечественных экспертов, если газовая директива все же создаст трудности для Северного потока-2, то в ближайшее время РФ постарается заключить новый договор о транзите с Украиной, чтобы немного успокоить Европу. Кроме того, в нашей стране есть газовые хранилища, которые нужны РФ. Глобально же РФ не интересует ни цена на газ, ни другие экономические моменты транзита в Европу. Ее интересует именно возможность создания газопроводов в обход Украины и полное лишение ее статуса страны-транзитера, и Россия последовательно идет к этому», - считает экономический аналитик Борис Кушнирук.

Марина Нечипоренко. Киев