Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Газовый турборежим в Бундестаге


Газовый турборежим в Бундестаге

Как ночное обсуждение Северного потока-2 завершилось срывом голосования

Если кто-то думает, что «парламентский турборежим» – исключительно изобретение нового состава нашей Верховной Рады, он ошибается. Немецкие парламентарии тоже практикуют подобное.

Вот, решили ударно поработать и в ночь с 7 на 8 ноября. Ну, надо же до конца года закрывать вопрос, чтобы в новый год – без долгов.

С 9 утра 7 ноября до 4-5 утра 8 ноября планировали рассмотреть 25 пунктов.

Планировали, но не рассмотрели. Произошло не то чтобы непредсказуемое, но – незапланированное.

На пункте под номером 22 дошло до поименного голосования, которое показало отсутствие кворума уважаемого заседания.

Но обо всем по порядку.

ГЛАС ЗЕЛЕНЫХ В ПУСТЫНЕ

Итак, пункты 13, 22 и 24 повестки дня касались Украины.

Последний – непосредственно. В нем был законопроект «относительно Соглашения от 7 ноября 2018 года между Федеративной Республикой Германия и Украиной о социальном обеспечении». Соглашение имеет целью, в частности, избежать двойного пенсионного и социального страхования от несчастных случаев для работников, которые находятся в другой стране. Но до него просто не дошло. Да и не об этом сейчас.

Первые же два – хотя в названиях слова «Украина» не содержали, но имеют к нам непосредственное отношение. Речь идет о Nord Stream 2.

Газовый турборежим в Бундестаге

И в обоих случаях «на сцену» вышел непревзойденный нарушитель спокойствия в немецком политикуме – правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Пункт номер 13 – это запрос по предложению фракции АдГ под названием «Обеспечить энергообеспечение Германии – защитить Nord Stream 2 от политики санкций». В течение 45 минут, начиная с 10 вечера, выступили 7 законодателей от 6 фракций, при этом от правящей ХДС/ХСС – двое.

Общим в выступлениях было то, что все критиковали на чем свет стоит президента США Дональда Трампа, который беспардонно вмешивается в дела Германии, запрещая ей покупать замечательный российский газ, что Германии очень не нравится само по себе. От 5 из 6 фракций досталось и АдГ, но это уже традиция – кошмарить их на всех заседаниях (депутаты устоявшихся партий до сих пор не могут смириться с наличием этой партии-«выскочки» рядом).

Но красноречивым является то, что фактически все, за исключением (предсказуемо) Зеленых, проект откровенно и многословно поддержали.

«Энергетическая дипломатия» прекрасно работала еще с СССР в 1970-х и 1980-х, во времена «холодной войны» – она всегда была способом «оставаться в диалоге с Россией», решать сложные вопросы, да и сейчас – газопровод может быть «важным мостом» удержания РФ от, скажем, дружбы с Китаем, убеждал депутат от Социал-демократической партии Германии Тиммон Гримельс.

Еще бы: первый газопровод из СССР пошел на Запад во времена канцлера Вилли Брандта, который был... конечно же, социал-демократом. И Гримельс об этом не замедлил напомнить. О ком он не напомнил почему-то, так это еще об одном своем однопартийце, тоже, кстати, экс-канцлере, – Герхарде Шредере. Но уши нынешнего председателя совета директоров Nord Stream 2 AG и совета директоров «Роснефти» явно торчали в этом сессионном зале.

Впрочем, Гримельс не забыл и об Украине. «Мы – за диалог с Украиной, за то, чтобы она оставалась важным транзитным путем для российского газа. Я рад, что ФРГ поддерживает подписание в ближайшем будущем нового транзитного договора между Украиной и Россией. Мы в нем нуждаемся немедленно, для этого также нужны инвестиции в украинскую ГТС. В этом немецкие и европейские предприниматели готовы помочь Украине», – заявил он. И добавил, что Украина и Восточная Европа вообще могут иметь немалую выгоду от проекта Nord Stream 2, ведь они смогут получать реверсный газ.

Симптоматично, что яро встали на защиту проекта спикеры от фракции ХДС/ХСС Андреас Ленц и Марк Хельфрих. (ХДС все еще называют партией канцлера Ангелы Меркель, хотя она уже год не является ее председателем). В своих речах они говорили о будущих газовых потребностях Германии, в том числе в свете уменьшения добычи в европейских странах, диверсификации источников поставки. Их выступления изобиловали цифрами.

Резко и эмоционально высказался депутат от Зеленых Юрген Триттин. «Мы все очень заинтересованы в том, чтобы не было дальнейшей дестабилизации Украины. Каковы сейчас ваши шаги, дорогое правительство, чтобы сделать вклад в решение затяжного спора вокруг транзита? Что вы будете делать для соблюдения обещания канцлера, чтобы и в будущем было гарантировано соответствующее продолжение транзита через территорию Украины, от чего, в частности, зависит стабильность этого государства? Ничего!», – бросил депутат в полупустой зал и пустые кресла правительственного уголка.

Он акцентировал на том, что оперирование этим газопроводом должно происходить в соответствии с европейским правом. По его убеждению, «не может быть так, чтобы газопровод делал 8-километровый отход – и это было использовано как повод, чтобы обойти европейское право относительно анбандлинга».

ПРАВЫЕ ПОПУЛИСТЫ – НАРУШИТЕЛИ СПОКОЙСТВИЯ

А вот об анбандлинге – это уже другая история. И другой пункт повестки дня.

Законопроект от (внимание!) федерального правительства относительно «распространения правил внутреннего рынка газа на трубопроводы между государствами-членами ЕС и государствам – нечленами ЕС» начали обсуждать в 01.40 ночи. Ну, как обсуждать: выступил представитель все той же АдГ, все тот же Штеффен Котре, остальные (также те, кто выступал относительно пункта 13) подали свои мнения письменно.

Газовый турборежим в Бундестаге

На все про все, включая голосование, было предусмотрено аж 10 минут. Действительно, зачем же здесь дискутировать, это же мелочи – немного перекроить под себя (и под «Газпром») европейскую газовую доктрину. Ведь «этим законопроектом должны быть внесены изменения в определение взаимосвязей в газовой отрасли». «Целью является также распространение правил внутреннего рынка газа на трубопроводы между государствами-членами ЕС и государствами – нечленами ЕС. В дальнейшем требования регуляторного законодательства должны применяться к сухопутной или морской границе государства-члена. Для уже существующих стыков в странах, которые не являются членами ЕС, существует процедура изъятия их до 24 мая 2020 года...», – говорится в объяснении.

Вы много поняли? Честно говоря, я тоже нет. Немного больше ясности вносит аналитик издания Bild Юлиан Репке, который очень в теме. Ссылаясь на имеющийся у него текст законопроекта, Репке отмечает, что документ предусматривает небольшое изменение понятий: предлагается не применять европейскую газовую директиву к трубопроводам, в которые «инвестиции были осуществлены до 23 мая 2019 года». В оригинальной версии, которую проголосовали в Брюсселе, речь шла о «трубопроводах, завершенных до 23 мая 2019 года». Вроде и дата та же, но это уже другой, как говорится, коленкор, поскольку таким образом немецкий регулятор будет иметь возможность одобрить отклонения от Директивы ЕС для проектов с инвестициями, «осуществленными до 23 мая 2019 года». Инвестиции в Nord Stream 2 были осуществлены однозначно до этой даты. Элегантный трюк.

Председательствующий на заседании уже довольно потирал руки, группки депутатов от фракций высказались (путем поднятия рук): «за» – ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП, «против» – АдГ и Зеленые, «воздержались» – Левые. И все бы на этом и завершилось утверждением законопроекта, если бы не встал представитель от АдГ и не заявил, что фракция требует поименного голосования.

И началось: принесли маленькие урночки, начали бросать карточки (немецкий Бундестаг голосует по старинке, куда им до диджитально продвинутых народных депутатов Верховной Рады). Процедура растянулась минут на 15. Тем временем депутаты радостно фотографировались на фоне часов – не так уж часто, в конце концов, проходят ночные «марафоны».

И тут произошла неприятность. Как не стремился председательствующий откровенно закрыть тему (положительным для правительства решением), против цифр не попрешь: один депутат не проголосовал, но тех, кто оказались сознательными, насчитали аж 133 человека. При необходимых 355. Тут уж ничего не поделаешь. «У парламента нет кворума. Я закрываю заседание и объявляю очередное заседание в 9 утра пятницы, 8 ноября», – с нескрываемым сожалением провозгласил председательствующий.

Итак, пункты с 23 по 25 вообще выпали и были перенесены.

КАК РАБЫ НА ГАЛЕРАХ

Поэтому, кажется, депутаты должны быть немного недовольны тем, что не выполнили план. Но больше их смущает не это.

Еще днем в зале произошло два случая, когда членам парламента стало плохо и пришлось вызвать врача.

«Нечеловеческие условия работы!» – возмущаются народные избранники. Доверительно рассказывают в Твиттере, что во время заседания в зале не разрешено пить воду... Нашим бы их проблемы...

Хотелось бы, однако, чтобы немецких депутатов больше волновали обращения со стороны украинского правительства, которое за несколько часов до голосования обратилось к ним с призывом не поддерживать «освобождение» Северного потока-2 от условий газовой директивы ЕС. «Как нам стало известно, сегодня на рассмотрении Бундестага после полуночи стоит на голосовании версия поправок, которая позволит немецкому регулирующему органу одобрить отклонения от Директивы ЕС проектам с инвестициями, «осуществленными до 23 мая 2019 года», – говорится в заявлении премьер-министра Украины Алексея Гончарука. Он аргументирует, что поддержка этой инициативы «нанесет серьезный ущерб энергетической безопасности и единству ЕС».

Газовый турборежим в Бундестаге
Тарас Качка

Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства, торговый представитель Украины Тарас Качка был менее дипломатичен и пригрозил, что действия Германии по выводу газопровода Nord Stream 2 из-под действия обновленной газовой директивы ЕС в случае принятия соответствующего решения будут обжалованы в Суде ЕС.

Суд или не суд, но ясно, что откровенные попытки Берлина протащить свой проект под лозунгом «это нам нужно всем, а не только немцам» повлечет новое напряжение внутри ЕС. Ведь Германия хочет здесь быть «более равной» среди равных.

Газовые вопросы «нарисовались» к рассмотрению довольно внезапно. Несмотря на все заявления о необходимости сохранения интересов Украины, справедливости внутри ЕС и других правильных вещах, никого не должно удивлять то, что Германия, когда припекло, попыталась быстренько провернуть эту комбинацию.

Почему приспичило именно сейчас? Потому что с получением разрешения на прокладку труб по морской территории Дании «Газпром» преодолел последнюю преграду. Не то, чтобы достойное уважения упрямство Королевства делало вовсе невозможным завершение проекта, но отстрочило его и сделало более дорогим. (Кстати, представитель Левых Клаус Эрнст заявил с трибуны, что датские коллеги, мол, признались, что сопротивление их страны было не таким уж искренним и независимым).

Кажется, учитывая очевидно достаточно быстрое завершение строительства, в Берлине решили, что надо устранить все преграды на пути к началу эксплуатации трубопровода.

Случайно ли, что ожесточенные дискуссии проходили именно ночью? С расчетом на то, что депутаты, пусть и тренированные, пусть и не все 709, будут уже настолько уставшими, что поддержат все, что угодно. Или намеренно? Неизвестно.

В то же время, с другой стороны трубы тоже кипит работа. «Газпром» уже создал компанию, которой может быть передана часть трубопровода, целых 12 морских миль, которые проходят через немецкие территориальные воды. Вот на них Германия и хочет распространить европейское регулирование, тогда как остальные 1200 километров не подпадут под него.

Интересно, будут ли говорить об этом Ангела Меркель и ее протеже – в недалеком будущем глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен. Их встреча запланирована в Берлине на 8 ноября.

Кстати, также 8 ноября, но уже в Брюсселе, должны пройти очередные трехсторонние технические переговоры между представителями Еврокомиссии, Украины и России относительно транзита российского газа на европейский рынок. Которые правительство ФРГ, как оно постоянно подчеркивает, так горячо поддерживает.

...История на этом, конечно же, не закончится. Законопроект будет вновь вынесен на рассмотрение. Когда это произойдет – пока не известно.

Каких-то пара дней, а атмосфера над Берлином стала настолько загазованной, что аж смердит...

Ольга Танасийчук, Берлин