Как отсутствие крупных политических лидеров скажется на ходе Всемирного Экономического Форума 2019, который начался сегодня в Швейцарии
Всемирный Экономический Форум в швейцарском курортном городе Давос за последние десятилетия приобрел статус одной из ключевых платформ не только для встреч капитанов глобального бизнеса, но и мировых лидеров, а также - международных консультаций и договоренностей. Впрочем, в 2019 году это мероприятие пройдет без участия очень важных для мировой политики лиц: президента США Трампа, президента Франции Макрона, британского премьера Терезы Мэй и лидера КНР Си Цзиньпина. Что означает отсутствие лидеров экономически сильнейших государств для Давосского Форума и мировой экономической политики?
На первый взгляд, у каждого представителя четверки «давосских прогульщиков», за исключением лидера КНР Си Цзиньпина, возникли серьезные причины остаться в своих странах в январские дни Давосского форума. Дональд Трамп увяз в противостоянии с оппозиционной Демократической партией, в результате чего рекордно продолжительный «шатдаун» парализовал работу госструктур США, правительство Терезы Мэй лихорадит из-за провала голосования британского парламента по утверждению плана «Брекзита», а Эммануэль Макрон до сих пор не может обуздать волну протестов «желтых жилетов». Кроме того, личное присутствие главного лица государства в Давосе не считатся критически необходимым, ведь основную работу на форуме (организация совещаний, выступлений, консультаций, подписание договоров) обычно выполняет многочисленная делегация госслужащих и экспертов.
Впрочем, даже такой формально обоснованный «игнор» со стороны мировых игроков высшего уровня наносит сильный имиджевый удар по Давосскому форуму. Ведь именно регулярное внимание со стороны первых лиц экономически развитых государств в свое время и подняло статус форума, основанного профессором экономики в далеком 1971 году. Если практика отправки «серых» делегаций без персонального представительства лидеров государств продолжится, то статус Давоса может упасть с главного международно-экономического события года до обычного рабочего совещания, результатами которого станут не громкие договоренности и соглашения, а аналитические выводы, прогнозы и рекомендации.
Особенно подозрительным массовый «прогул» форума предстает в свете нарастающих «антиглобалистских» тенденций. Наивысшего статуса и силы Давосский форум, как основная платформа продвижения идей глобализма, достиг в период нулевых до мирового кризиса 2008-2009 годов. Сейчас же продолжение поддержки принципов свободной торговли и содействие глобализации экономической жизни уже не так интересно крупным державам. И дело не только в Трампе с его экономическим изоляционизмом (между прочим, «шатдауном» Трамп также объяснил отказ не только лично посетить Давос, но и вообще посылать американскую делегацию на форум). Китай, который до сих пор получал больше выгоды от глобализационных процессов, теперь сосредотачивается на региональной политике. В рамках этого курса КНР инициировала создание Азиатского экономического форума, активно развивает «свой аналог» Международного Валютного Фонда - Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций. Кроме того, серьезные проблемы американо-китайской торговой войны тоже подталкивают КНР ограничиться символическим участием в Давосском Форуме.
Ситуация внутри европейских государств, традиционно принимавших активное участие в Давосских встречах, тоже не вызывает уверенности в дальнейшей поддержке ими сформулированных там месседжей. Впрочем, характерным отличием от США у европейцев выступает формирование антиглобалистского курса не «сверху», а «снизу». Великобритания явно еще очень долго будет сосредоточена на проблемах «Брекзита», и поэтому глобальные проблемы и вызовы, озвученные давосскими экспертами, вряд ли займут первые места в повестке дня правительства Объединенного Королевства. Сосредоточиться на внутренних проблемах и снизить расходы и внешнюю политику от французского президента Макрона требуют протестующие, и значимость требований «желтых жилетов» для политического будущего Франции не стоит недооценивать. Даже для Германии не гарантировано сохранение привычного внешнеполитического курса, особенно учитывая политические преобразования и рост популярности крайне правых» и «популистских политических сил.
Таким образом, нынешний «массовый прогул» Всемирного Экономического Форума в Давосе вполне может стать трендом. Впрочем, значимость выводов влиятельных специалистов и ученых мира, которые обычно публикуются на платформах Форума, это никак не уменьшит. Как бы там ни было, даже без целого ряда «крупных игроков», в Давос в этом году прибыло множество ведущих политиков, бизнесменов и экономистов, а, следовательно, темы обсуждений форума и высказываний его участников продолжают оставаться очень важными для мира.
Мы в Украине тоже их подождем.
Вячеслав Масный. Киев