Свидетельствует ли затягивание переговоров РФ по транзиту газа о намерениях вновь спровоцировать проблемы с поставками топлива в Европу?
Как и прогнозировал Укринформ, очередной раунд трехсторонних переговоров между Украиной, Еврокомиссией и Россией о транзите “голубого топлива” завершился ничем – из-за деструктивной позиции кремлевской делегации. Глава украинского МИД Павел Климкин назвал позицию РФ на переговорах, состоявшихся в понедельник в Брюсселе, сюрреалистической. По его словам, россияне не скрывали, что ждут политических изменений в Украине. А если не дождутся?
Позиция Москвы: переговоры “для отвода глаз”?
Представители “Газпрома” на брюссельских переговорах продолжали убеждать: мол, готовы продлить действие нынешних контрактов, даже без всяких экспертных консультаций. А это более чем красноречиво свидетельствует о сугубо политическом – и к тому же, “временном” – подходе к этой проблеме. То есть, вполне очевидно, что российской стороне плевать и на перемены в украинском законодательстве, которое в период после подписания контрактов 2009 года существенно приблизилось к европейскому, и на конъюнктурные изменения в мировой энергетике. Также Москва в очередной раз проявила высочайшую степень неуважения к международным институтам, в частности, наотрез отказавшись даже обсуждать механизм выполнения решений Стокгольмского арбитража – несмотря на то, что в газовых контрактах-2009 стороны полностью признали его юрисдикцию как третейской судебной инстанции.
По словам членов нашей делегации на брюссельских переговорах, на кремлевско-газпромовских представителей не действовали ни аргументы украинской стороны, ни разъяснения европейских экспертов. При таких обстоятельствах вполне обоснованы сомнения в том, что в Москве готовы серьезно воспринимать рекомендации, предлагаемые подписантам газовых контрактов Европейской комиссией.
Напомню, по словам вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, речь идет об определении основных параметров будущего соглашения: это, прежде всего, длиность действия контракта, объемы и пошлины. А также инвестиции, законодательные и технические требования. Украина, напомню, заявила о намерении тщательно изучить советы европейских партнеров – с тем, чтобы согласовать с ними позицию к следующей министерской встречи по газовым вопросам, которую предварительно анонсируют на май. В частности, председатель правления НАК Нафтогаз Украины Андрей Коболев назвал предложения Шефчовича точкой отсчета” для дальнейших консультаций. А вот позиция российской стороны остается непонятной. И с этим, по словам Коболева, связаны риски повторения событий 2006-го и 2009 годов, когда Россия прекращала транзит “голубого топлива” в Европу, пытаясь “повесить всех собак” на Украину. Кстати, как свидетельствует позиция, проявленная в ходе переговоров представителями ЕК, большинство европейцев понимают, что существование таких рисков в будущем непосредственно связано с действиями РФ. И степень их будет только расти с попытками “Газпрома” усилить энергетическую зависимость Евросоюза от РФ, а также монополизировать транспортировку “голубого топлива”, что не соответствует требованиям Третьего Энергопакета ЕС.
Поставят ли изменения к европейскому законодательству “крест” на “Северном потоке”?
Поэтому часть экспертов достаточно оптимистично восприняла заявления “энергетического еврокомиссара” Мароша Шефчовича о прогрессе в рамках внутренних консультаций ЕС по внесению законодательных изменений, которые должны усложнить строительство газопровода Северный поток-2. По словам Шефчовича, инициированные Румынией изменения к европейской газовой директиве могут согласовать уже в феврале. Речь идет, в частности, о требовании обязательного согласования прокладки новых газопроводов между странами ЕС со всеми государствами-членами, ужесточении требований европейского законодательства ко всем газовым маршрутам, а также введения нормы, согласно которой каждая страна Евросоюза, которая хочет заключить контракт с государством, не входящим в его состав, должна получить согласие на это от Европейской комиссии.
“Еврокомиссия сейчас действительно находится в авангарде противостояния попыткам российской гегемонии на газовом рынке Европы, и поэтому старается как можно быстрее наработать новые правила и распространить их действие на компании, работающие в энергетическом секторе ЕС, – комментирует председатель правления Альянса Новая энергия Украины Валерий Боровик. – Если удастся добиться, чтобы под действие обновленного законодательства подпадал и “Северный поток-2”, это – наряду с американскими санкциями – может существенно притормозить или полностью остановить строительство. Но не берусь прогнозировать, насколько готов Евросоюз к более решительным действиям в отношениях с Россией. Ведь сейчас у Европы множество “собственных” проблем – “подвешенный” Brexit, “желтые жилеты”, потенциальная смена правительства в Германии, другие важные вопросы”.
То есть, по мнению эксперта, в ближайшее время в отношениях (в том числе и энергетических) между РФ и Евросоюзом, скорее всего, сохранится статус-кво: страны, которые расположены ближе к России и которые чувствуют потенциальную опасность со стороны Кремля – как, например, Польша, государства Прибалтики – постараются как можно больше давить на Москву, привлекая на свою сторону другие европейские страны. А те, что подальше от российских границ и имеют тесные коммерческие отношения с Кремлем, – наоборот: стремиться успокоить ситуацию, убеждая партнеров в отсутствии каких-либо угроз со стороны РФ. В подтверждение этому – последние заявления главы МИД Германии или постоянные месседжи, поступающие из Вены, Будапешта и других европейских столиц, где при власти находятся лояльные к Путину политики.
Поэтому Валерий Боровик прогнозирует, что, в зависимости от степени влияния тех или иных стран на формирование европейской “повестки дня”, мы будем свидетелями то активизации давления на РФ, то усиления попыток “позаигрывать” с Кремлем. При таких обстоятельствах очень важно воспользоваться нынешним председательством в Совете ЕС и Румынии, которая, собственно и актуализировала вопрос изменений в европейскую газовую директиву, которые в течение прошлого года тормозились при содействии предыдущих председательств Болгарии и Австрии.
А вот эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев сомневается в том, что даже нынешняя “благоприятная европейская геополитическая конъюнктура” поможет усложнить строительство второй ветки кремлевского “Северного потока”.
“Если изменения в газовую директиву ЕС и внесут, то закон, напомню, не имеет обратной силы – говорит эксперт, – так что новые ограничительные меры могут существенно сказаться только на воплощении на территории Европы новых энергетических проектов – например, трубопровода TAP-TANAP (часть “Южного газового коридора” для поставок в Европу каспийского газа из Азербайджана через Турцию и Трансадриатический газопровод. - Ред.), газопроводы из Норвегии через Данию в Польшу или из Африки в Италию. Но в случае с “Северным потоком” все необходимые разрешительные документы компании-подрядчики получили. И процедуры их отзыва нет”, – констатирует эксперт.
Судьба контрактов и возможные “газпромовские” провокации
“От России можно ждать чего угодно, ведь она годами действует вне международного договорно-правового поля, всячески нарушая писаные и неписаные правила и нормы, – считает Валерий Боровик. – Поэтому рассматривать ее как надежного партнера в энергетических отношениях нельзя. Ведь страна во всем руководствуется в первую очередь своими имперскими амбициями – иногда даже в ущерб собственным экономическим интересам”.
Поэтому, по мнению эксперта, рассчитывать на то, что “газовые” переговоры “в один прекрасный момент” перейдут в чисто экономическую плоскость, не приходится. Каждый шаг Кремля в этой сфере будет сопровождаться мелкими кознями. В то же время определенным предохранителем от масштабных провокаций могут стать международные (в частности европейские) санкции, введенные против РФ.
“И, как бы там ни хвастались в Кремле, что им “наплевать “ на эти ограничительные меры, санкции все-таки сказываются, – убежден господин Боровик, – и их возможное усиление еще и за деструктивные действия в газовой сфере, безусловно, приведет к весьма болезненным последствиям для Москвы. У России немало поклонников в Европе. И новые недружественные шаги в отношении ЕС могут оттолкнуть этих сторонников, в частности, и вполне очевидных кремлевских сателлитов. Сейчас настраивать их против себя Москве невыгодно. Поэтому она и не отвергает категорически идею продолжения “транзитного” сотрудничества с нашей страной”.
Впрочем, при любых обстоятельствах РФ не готова строить дальнейшие контрактные отношения с Украиной с учетом европейских принципов функционирования газового рынка. “Поэтому только совместная последовательная позиция Киева и Брюсселя оставляет надежды на заключение полноценных газовых контрактов”, – убежден Валерий Боровик.
По мнению Геннадия Рябцева, для Украины крайне важно, помимо всего прочего, не попасть в “ловушку”, которую в случае затягивания газовых переговоров Кремль может устроить нам в начале следующего года. Эксперт напоминает, что российская делегация на переговорах неоднократно подчеркивала: “Газпром” интересует лишь краткосрочный контракт. Поэтому газовый монополист и готов продлить действие ныне действующих соглашений без дополнительных расчетов и консультаций. Вроде бы намекая: зачем лишние усилия, если соглашение будет действовать максимум полгода-год, пока не введут в эксплуатацию “Северный поток-2”. Такой подход, безусловно, противоречит украинским интересам, ведь не гарантирует сохранение объемов транзита и долговременного сотрудничества, а, соответственно, будущей “востребованности” украинской ГТС.
“РФ заинтересована в экспорте природного газа, а европейские потребители не в состоянии отказаться от газпромовского топлива, – говорит Геннадий Рябцев. – Поэтому, если до 1 января следующего года не будут подписаны документы о продолжении сотрудничества, РФ в одностороннем порядке сочтет, что контакты 2009 года еще действуют, и продолжит качать определенные объемы природного газа через украинскую “трубу”. Тогда как Украина, согласно Соглашению об Ассоциации с ЕС, должна гарантировать бесперебойный транзит российских углеводов в Европу по своей территории. И уже сейчас можно однозначно спрогнозировать: какой бы ни была украинская власть на тот момент, она не пойдет на нарушение такого важного положения соглашения. Поэтому Киев будет вынужден играть по навязанным “правилам” – даже в ущерб собственным интересам”, – предостерегает эксперт. Поэтому одна из главных для Украины задач, по словам Рябцева, – сделать все, чтобы этого не произошло. И здесь большие надежды возлагаем на предложения европейской комиссии, которые были предоставлены сторонам “под занавес” брюссельских переговоров – вероятно с тем, чтобы до мая Украина и РФ имели времени для тщательного изучения этих рекомендаций. И принятия надлежащих решений.
Владислав Обух, Киев