Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

“Новый толчок” Минскому процессу. На прежних условиях?


“Новый толчок” Минскому процессу. На прежних условиях?

Новая администрация приближается к участию в попытках решения самой важной проблемы Украины - войны и мира с Россией. Ситуация пока выглядит тревожно

Президент Украины Владимир Зеленский встретился с министром Европы и иностранных дел Французской Республики Жан-Ивом Ле Дрианом и федеральным министром иностранных дел Федеративной Республики Германия Хайко Маасом. Об этом сообщает пресс-служба главы государства. Участники встречи обменялись мнениями, как дать новый толчок Минскому процессу для урегулирования конфликта и прекращения войны в Донбассе. Мы договорились, что в нормандском формате в рамках переговоров между Францией, Германией, Россией и Украиной мы постараемся выполнить минские договоренности... С задержками этого процесса мириться нельзя, - отметил глава МИД ФРГ.

Свой визит западные политики завершили совместной декларацией, в тексте которой говорится: В ближайшее время продолжатся дискуссии со сторонами с целью достижения условий для проведения саммита глав государств и правительств в нормандском формате.

Впрочем, накопилось немало вопросов, например, как будет происходить оживление переговорного процесса, в каком формате и на каких условиях. А также, какое место в этом общем паззле под названием Минск занимают такие его отдельные фрагменты, как недавний телефонный разговор (без Украины) лидеров Германии-Франции-России и будущий - первый в должности - международный визит президента Зеленского в Брюссель.

Поэтому в формате вопрос-ответ Укринформ обратился к дипломату, председателю Фонда Майдан иностранных дел Богдану Яременко, исполнительному директору Института мировой политики Евгению Магде и главе экспертной группы Директората социальных услуг и интеграции Министерства социальной политики Украины Олесе Цибулько.

- Новый толчок Минску... На ваш взгляд, что здесь имеется в виду? Будут ли настаивать наши западные партнеры на прежних условиях, и именно в такой последовательности их выполнения: вывод войск, возвращение Украине контроля над границей, избирательный процесс? Собственно, прогнозы о Минске вообще... Кто может и должен возглавить Трехстороннюю контактную группу, учитывая, что главные фигуры из ТГК вышли? Готова ли Россия к перезагрузке переговорного формата и стоит ожидать появления новых участников, например, Великобритании или Соединенных Штатов?

“Новый толчок” Минскому процессу. На прежних условиях?
Богдан Яременко

Яременко: “Пока для Франции и Германии как посредников в переговорах важно, прежде всего, получить подтверждение от Зеленского, что минские договоренности остаются в силе и Украина верна их выполнению, во-вторых, что в силе остаются все переговорные форматы, в частности, нормандский, а в-третьих, услышать от новоизбранного президента каким образом он планирует вести переговоры. При этом они не скрывают, что хотят и стремятся к тому, чтобы Украина проявляла большую сговорчивость, готовность к компромиссам, чем это было до сих пор. В чем эти компромиссы должны заключаться? Ну, в публичной сфере это не озвучивается, но определенные месседжи понятны, например, вопрос амнистии, который с точки зрения восприятия обществом, пожалуй, один из самых жестких. А также, касающиеся каких-то других сомнительных частей минских договоренностей. Короче говоря, они хотят понять, в чем заключается готовность президента Зеленского к переговорам. То есть, это желание просто поговорить или понимание того, что переговоры иногда будут включать необходимость очень болезненных компромиссных решений для Украины.

Трехсторонняя контактная группа... Ну, это полностью относится к компетенции президента. Перед ним - все специалисты Украины. Выбирай кого хочешь. Не проблема. Здесь важнее другое - готова ли Россия продолжать переговоры? Судя по сигналам с северо-восточного направления, как, например, решение о паспортизации оккупированного Донбасса, реакция на международный Трибунал по морскому праву и т.д., все это свидетельствуют о том, что Россия хочет в этих переговорах выступать с позиции силы. Собственно, в продолжении переговоров она также заинтересована. Но если, скажем, Украину подталкивают к этому, объясняя необходимость компромисса, то Россия идет на переговоры с желанием победить, получив максимально выгодный для себя результат.

О вероятности присоединения к Минску нового игрока. Скажем так, Великобритания завязла во внутренних и внешних проблемах, а потому не в состоянии играть более активную роль. Надо отметить, что эта страна и так поддерживает Украину разными способами. Но привлечение - это вряд ли. Дальше - Соединенные Штаты... Ну, большой вопрос. Для нас - это усиление в переговорах, но еще неизвестно как на участие США отреагирует Германия, а тем более Россия.

“Новый толчок” Минскому процессу. На прежних условиях?
Евгений Магда

Магда: “Думаю, каждый сам может оценить, что было сделано и что сделано не было. Но за эти пять лет реальной альтернативы нормандскому формату, хоть стреляйся, а не придумалось. И это должны осознавать те, кто участвует во внешнеполитическом процессе. Потому что привлечь к этим переговорам новых игроков я, честно говоря, большой перспективы не вижу по одной простой причине: оснований, по которым Россия будет ослаблять свои позиции и усиливать позиции оппонента, за счет привлечения, например, США или Великобритании, или даже Польши - нет. Здесь все прагматично. Мы можем по-разному относиться к россиянам, но они, извините, не идиоты, чтобы делать что-то для себя плохое. Поэтому, считаю, хотя нормандский процесс превращается в значительной степени в ритуальный, но все же он будет существовать. Останутся ли прежние условия? А тут есть один предохранитель в виде 350 тысяч человек, принимавших участие в боевых действиях. И Владимир Зеленский вместе с командой должны понимать, что неосторожные движения в этом направлении, и тем более во время парламентских выборов, когда общество и так будет возбуждено различными политическими идеями, для нынешнего президента могут иметь неприятные последствия. Поэтому нужно на все смотреть осторожнее и сдержаннее. Что касается ТКГ... Ну, у нас 73% избирателей наделили Владимира Зеленского правом формировать нашу внешнюю политику. А значит - недолго осталось ждать: 5 июня, когда состоится очередное заседание контактной группы. Тогда мы уже наверняка узнаем, кто там появится от Украины. А если нет, то есть не узнаем, то это будет выглядеть как-то некрасиво.

“Новый толчок” Минскому процессу. На прежних условиях?
Олеся Цибулько

Цибулько: Четкой последовательности там не прописано, можно ориентироваться лишь на некоторые даты и количество дней для выполнения с даты подписания, но все сроки уже прошли. А некоторые пункты вообще не имеют никаких сроков и дат. Это прекращение огня, отвод всего тяжелого вооружения обеими сторонам, освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц... определение модальностей проведения местных выборов и будущего режима отдельных районов. Поэтому первоочередной задачей должна стать разработка дорожной карты выполнения Комплекса мер с указанием новых сроков и четкой последовательности...

Собственно, пункты, которые не имеют никаких сроков выполнения: обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины; обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма; определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и другие выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, восстановление налогообложения в рамках правового поля Украины); вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ, разоружение всех незаконных групп.

Что касается прогнозов... Поскольку Комплекс мер по выполнению Минских соглашений утвержден Решением (Резолюцией) Совета Безопасности ООН 2202 (2015) от 17 февраля 2015 года и является международно-правовым документом, обязательным для исполнения, то он продолжит действовать. Принятие Советом Безопасности ООН чего-то хуже для России и лучшего для Украины, не представляется возможным, поскольку Россия имеет право вето.

- Как это связано с недавним телефонным разговором Меркель-Макрона-Путин без Украины, и связано ли вообще?

Магда: Скажу так. Мы порой живем в условиях безосновательного украиноцентризма. Давайте не забывать, что Путину, Меркель и Макрона есть о чем говорить и без Украины. Но. Надо тоже понимать и другое: предать украинские национальные интересы могут только украинцы, а другие государства - нет, только действовать в соответствии с собственными интересами, которые идут вразрез с нашими, это аксиома. И соответственно, на все это нужно реагировать, а не полагать, что Ангела Меркель на трибуне Бундестага приносит присягу немецкому народу и через запятую - украинскому. Питать иллюзий и не стоит.

Яременко: Считаю, что это несправедливо называть этот разговор беспрецедентным, то есть впервые состоявшемся без участия Украины. Это не так. Трехсторонние коммуникации происходили и раньше. Просто все понимают, что ситуация не решается. Поэтому готовятся, когда в ближайшие три месяца в Украине сформируется политическая ситуация - новый парламент, новое правительство - и к тому времени надо иметь какие-то предложения, какое видение. Поверьте, все понимают, что благоприятные условия для Зеленского и его команды, в частности, партии Слуга народа, которая сейчас лидирует в рейтингах, не продлятся очень долго. Поэтому происходит такая инициализация. Плюс - надо подтолкнуть президента Зеленского к чему-то, что с позиции Франции и Германии является реалистичным подходом, хотя и потребует определенных уступок со стороны Украины. Все это естественно...

- Первый зарубежный визит Президента Зеленского в Брюссель: насколько эта поездка на сегодня правильна (и важна) и учитывает (и насколько) наши интересы?

Магда: Зеленский станет уже третьим подряд украинским президентом, который свой первый визит совершит в Брюссель. И с точки зрения определения приоритетов внешней политики этот шаг правильный. А с точки зрения методологической - я бы этот шаг сравнил с откупориванием большой бутылки с каким-то хорошим напитком. Пока не будет сделан этот шаг с таким, с позволения сказать, геополитическим обнюхиванием, потому Зеленский не только для своих граждан загадка, но и для наших европейских партнеров тоже. И этот визит имеет целью показать, что новоизбранный президент Украины, с которым можно вести дела и поддерживать нормальные отношения, принимать его как главу государства, а не художественного руководителя страны. Надеюсь, что с этими задачами Владимир Зеленский справится. Просто с политической точки зрения поехать в любую столицу Европейского Союза, прежде чем поехать в Брюссель - это технологически неправильно. но есть одно но. Пока я не вижу внешнеполитической команды, кроме господина Пристайко. к сожалению. Возможно она есть, хорошо законспирированная... Просто визит в Брюссель, который сам сейчас находится в периоде межвластья, позволяет не просто помахать ручкой, поулыбаться, а выдерживать дальше определенную паузу до следующего визита. И эту паузу новоизбранному президенту надо использовать на максимум. Ну, хотя бы для того, чтобы улучшить свои возможности и способности как переговорщика, нарастить знания по дипломатии, из сферы государственного управления... Ведь если Владимир Зеленский рассчитывает, что он может приехать в Брюссель, а потом еще куда-то, и будет там легко говорить, то это не совсем так.

Яременко: Конечно, можно было бы придумать что-то изящнее. Но и особо большой ошибки ехать в Брюссель нет. Это жест, который будет воспринять нейтрально-положительно. Такой себе ремесленный подход. Установить знакомства, ввести Владимира Зеленского в курс дел, собственно, непосредственно ему - показать приоритеты своего президентства и услышать эти приоритеты отклики. Это рабочий процесс, ожидать чего-то более важного, каких-то договоренностей и тому подобного - не стоит.

Цибулько: У Зеленского запланированы встречи с президентом ЕС Дональдом Туском, президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером и генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Это должно показать продолжение курса Украины в сторону ЕС и НАТО. Было бы очень неплохо, если бы были достигнуты договоренности о встреч с Меркель и Макроном, как участниками переговоров в нормандском формате. Эти поездки позволили бы Президенту Украины определить свое видение по достижению мира и возвращению оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей под контроль государственной власти Украины.

Беседовал Мирослав Лискович. Киев