Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

"Игра в поддавки": действительно ли Украина ослабляет позиции на Донбассе


Игра в поддавки: действительно ли Украина ослабляет позиции на Донбассе

О признаках возможной сдачи врагу Донбасса предупреждает военный эксперт. Что это - беспочвенные страшилки или реальные угрозы?

Слухи о том, что до конца года все наши военные части отведут за пределы административных границ Донецкой и Луганской областей, небезосновательны, – считает военный эксперт Михаил Жирохов.

В статье для издания Деловая столица он приводит наиболее красноречивые факты, которые, вероятно, могут свидетельствовать о такой угрозы:

1. Значительное усиление позиций оккупантов, которые пользуются тем, что украинцы четко придерживаются достигнутых в Минске договоренностей о перемирии - до почти полного (за исключением непосредственной угрозы жизни наших воинов) запрета на огонь. При этом Украина быстрыми темпами демонтирует оборонительные сооружения на участке вблизи Станицы Луганской, существенно ослабляя позиции на крайне важном стратегически направлении. Зато оккупационная власть по ту сторону линии разграничения соглашения не выполняет.

2. Вывод из зоны боевых действий некоторых наиболее боеспособных подразделений с неудобным для штабных генералов командованием - например полка Нацгвардии Азов. И это на фоне того, что наша армия испытывает реальные проблемы с комплектацией - причем, не только солдатами-контрактниками, но и сержантами и офицерами.

3. Энергетическое обескровливание военных объектов в зоне боевых действий. Жирохов, в частности, упоминает о принудительном отсоединения предприятием Луганское энергетическое объединение от электроснабжения сразу девяти (!) военных объектов в ключевом оборонном районе - городе Счастье, а также о подобных перспективах в других важных населенных пунктах вблизи линии разграничения.

4. Серьезные проблемы с обеспечением боевых подразделений. В этой связи эксперт напоминает и о прекращении через суд внедрения новой системы питания, что может негативно повлиять на пополнение армейских рядов.

5. Несвоевременная, по мнению эксперта, масштабная реорганизация Генерального штаба ВСУ, которую затеял новый начальник штаба. Период неопределенности может затянуться минимум на полгода. Поэтому многие опытные офицеров, имеющих реальный боевой опыт, могут или уйти в запас (если календарь позволяет), либо перевестись в боевые части. Следовательно, могут возникнуть серьезные проблемы на уровне стратегического планирования и оперативного командования.

Михаил Жирохов считает, что эти неприятные звоночки связаны не только с привычными для нас халатностью, недальновидностью или верой в порядочность врага, который уже много раз доказывал свое коварство, но и с политикой, которая стала следствием возможных договоренностей украинской власти если не с марионетками, так непосредственно с Кремлем. В результате мы можем потерять гораздо больше, чем предполагают возможные несогласованные с обществом уступки. Ведь Россия обязательно воспользуется такой абсурдной для воюющей страны ситуацией для продолжения нападения на Украину, - считает Жирохов.

Игра в поддавки: действительно ли Украина ослабляет позиции на Донбассе
Михаил Жирохов

Действительно ли такие риски усилились - Укринформ спросил других военных экспертов.

Станица Луганская: опасности создания новой «серой зоны»

Большинство опрошенных специалистов успокаивают: решение об отступлении украинских Вооруженных сил к административным границам Донецкой и Луганской никто не примет. Такого не поймут ни активная часть общества, ни наши военные: слишком высокую цену заплатили за отвоевание и защиту от врага каждого клочка украинской земли. В то же время эксперты соглашаются: некоторые тенденции - как в зоне боевых действий, так и в украинской армии в целом, - и действительно беспокоят. Главная из опасностей - возникновение новой серой зоны у Станицы Луганской.

Свои претензии на эти территории Кремль и его наемники определили еще в сентябре 2014-го, в рамках первых минских переговоров. Тогда мы с коллегами обнародовали информацию о возможных подковерных договоренностях с врагом, согласно которым Украина должна отдать Станицу Луганскую, Счастье, Дебальцево и территорию Донецкого аэропорта, - вспоминает военный эксперт, сопредседатель общественной инициативы «Правое дело» Дмитрий Снегирев. - К сожалению, впоследствии эта информация частично подтвердилась, когда Украина потеряла территории в результате так называемой Дебальцевской операции и выхода наших киборгов из руин здания аэропорта. Подобный сценарий могли реализовать и вблизи городов Счастье и Станица Луганская. Но этому помешала позиция добровольцев из батальона Айдар, которые заявили о минировании ТЭС в Счастье (мол, в случае наступления боевиков или сдачи города взорвут объект). Обнародование информации о подковерных распределениях зон влияния между Киевом и самопровозглашенной республики, очевидно, помешало и посягательством врага на Станице Луганской.

Игра в поддавки: действительно ли Украина ослабляет позиции на Донбассе
Дмитрий Снегирев

Теперь соответствующие угрозы в очередной раз усилились: ведь речь идет фактически об одностороннем отводе украинских войск, поскольку блокпост боевиков не демонтирован, наемники продолжают дежурство. Это же касается и разминирования территорий: им занимается лишь украинская сторона. Только во вторник появилась информация, что саперы самопровозглашенной ЛНР вышли для осмотра местности. Также кремлевские наемники продолжают блокировать украинские мирные инициативы о начале восстановления моста через Северский Донец.

Между тем на оккупированных территориях вблизи Станицы Луганской, по данным Дмитрия Снегирева, продолжается переброска дополнительных подразделений 2-го армейского корпуса РФ. Речь, в частности, о районе поселка Николаевка, фактически на линии разграничения. Также происходит очередная ротация и накопления регулярных сил РФ неподалеку линии разграничения - в частности, в Луганске (военные базы на территориях трикотажной фабрики Лутри и ООО Лаа-Транс - Транспеле»). Информацию об этом уже подтвердили в ОБСЕ. Активизировал враг и переброску - в основном по грунтовым дорогам - тяжелой техники с территории РФ в оккупированные районы Луганской и Донецкой областей. Во временно оккупированных районах Луганщины (в частности, вблизи Алчевска и так называемых Лутугинских лагерях регулярно происходят батальонно-тактические учения боевиков. В том числе, и с использованием тяжелой техники, которая, согласно минскими договоренностям, должна быть отведена глубоко в тыл.

Итак, совершенно очевидно, что боевики используют перемирие для передислокации и накопления дополнительных сил и материальных ресурсов вблизи линии фронта. А украинская сторона реагирует на это вяло, - делает вывод Дмитрий Снегирев. Уже сейчас в этом районе появилась новая «серая зона», в которой оказались примерно 40 частных домов, куда не могут выезжать ни украинская скорая, ни правоохранители. Ведь нет гарантий безопасности и неприкосновенности людей. А все потому, что после последних договоренностей украинские позиции перенесли на 800 метров в тыл, тогда как боевики остались фактически на старом месте.

Существует риск создания врагом плацдарма с последующим захватом Станицы Луганской. Далее - российские войска получат возможность зайти в тыл нашей группировке в Счастье, отрезав ее от основных коммуникаций, то есть, создать котел. И наше командование не может этого не понимать. При таких обстоятельствах позиция Украины действительно удивляет, - отмечает Снегирев.

Также он напоминает об информации от ОБСЕ о движении поездов из российской глубинки к украинским границам. Речь идет и об эшелонах с горюче-смазочными материалами, и о бронетехнике. То есть, очевидно, что Россия не отказывается от захватнических планов, и уже в ближайшее время можно ожидать обострения ситуации.

Игра в поддавки: действительно ли Украина ослабляет позиции на Донбассе
Олег Жданов

Правда, пока российских войск, сконцентрированных вблизи наших границ, недостаточно для масштабного наступления, – успокаивает военный эксперт Олег Жданов. В приграничных областях РФ, в Беларуси, аннексированом Крыму и в Приднестровье, по его данным, находятся 80-83 тысяч военнослужащих. К тому же, далеко не все подразделения укомплектованы современным вооружением. Они снимают со складов, с длительного хранения, старую технику. Например, Т-12 - это пушка 1970-х годов. Танкам Т-62 чуть ли не по 60 лет. Чтобы привести это вооружение в боевое состояние, нужен как минимум капитальный ремонт, - отмечает эксперт. Также, по оценкам Олега Жданова, РФ, как и Украина, в настоящее время страдает от проблемы недоукомплектованности боевых частей.

Материальные, финансовые и кадровые угрозы и вызовы для ВСУ

Михаил Жирохов также напоминает, что на фоне разговоров о реорганизации Укроборонпрома сейчас фактически остановлена закупка критически важных для армии техники и вооружения. Бронетранспортеры БТР-4 не покупают, потому что сталь не той системы, а БТР-3ДА - очень дорогие, - приводит примеры эксперт. При этом, хотя публично об ограничении ассигнований на оборону никто не говорит (как-никак, а речь идет об одной из главных защищенных статей бюджета), немало фактов, вероятно, могут свидетельствовать о таком положении вещей , - пишет Жирохов.

Военный эксперт, генерал-лейтенант запаса Игорь Романенко с тем, что ситуация с обеспечением Вооруженных сил ухудшается, не согласен. Проблемы, по его оценкам, действительно есть. Но они, скорее, связаны с десятилетиями де-факто уничтожения украинской армии, хищением ее ресурсов, которое продолжается даже во время войны, чем с какими-то изменениями в отношении украинской власти к врагу. Поэтому слухи о возможной сдаче интересов Украины в Донбассе он считает элементом вражеской пропаганды.

Закупка новой техники и вооружения в рамках государственного оборонного заказа не прекращается, - утверждает эксперт, - единственное, что ограниченность финансов заставляет более тщательно определять приоритеты. Ведь главная задача - не накупить как можно больше техники, хорошей и разной, а взять на вооружение самые современные образцы, наличие которых в нашем арсенале будет важным элементом сдерживания врага. И в этой связи Игорь Романенко напоминает про переговоры об увеличении объемов приобретения современного американского вооружения - в частности, противотанковых ракетных комплексов Javelin.

Игра в поддавки: действительно ли Украина ослабляет позиции на Донбассе
Игорь Романенко

Найти дополнительный ресурс для ускорения технического обновления наших Вооруженных сил можно и в рамках нынешних бюджетных расходов на сферу безопасности и обороны. Мы постоянно проводим тестирование старой техники, модернизируем ее, и конечно же - разрабатываем и налаживаем производство собственной современной техники и вооружения. И действительно могли бы сделать для этого гораздо больше, если бы за 5 лет войны не нарушали требований законодательства о безопасности и обороне. Согласно закону, из 5% ВВП, ежегодно предусмотренных для финансирования силовых структур, 3% должны идти на нужды Вооруженных сил. Ведь техника там более сложная и дорогая по сравнению с той, что предназначена для других сил безопасности - ГСЧС, полиции, Нацгвардии, СБУ... Но на самом деле на армию продолжают выделять только половину выделенных на нужды нацбезопасности и обороны средств (2,5% ВВП), - отмечает Игорь Романенко. А еще, по его словам, нужно наконец наказать хотя бы самых одиозных лиц, которые зарабатывали на коррупционных схемах в армии. Это не только сохранит государственные средства от хищения в будущем, но и повысит моральный дух солдат и офицеров.

Также не стоит забывать, что одной из главных проблем украинской армии сейчас является кадровое обеспечение, - отмечает военный эксперт Олег Жданов. Он оценивает ситуацию как катастрофическую: ВСУ вот-вот приблизятся к пределу боеспособности. Этим он объясняет активизацию разговоров о возвращении массового призыва на военную службу и прогнозирует довольно жесткую осеннюю призывную кампанию.

Проблема в том, что логика и мотивация службы в армии широкой общественности непонятна, - объясняет заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь, - и одни лишь косметические изменения не помогут. Как по мне, необходимо полностью менять подход к функционированию украинских Вооруженных сил, переводя их на профессиональные рельсы. Для этого нужно четко разделить профессиональную компоненту (до 200 000 военнослужащих, специалистов высокого уровня, которые будут служить не менее трех лет), и мобилизационный резерв, для формирования которого необходимо наладить систему прохождения массовой базовой военной подготовки. В идеале, она должна пройти все население - возможно, и женщины, как в Израиле , - говорит эксперт. Он также предлагает мотивировать людей к прохождению базовой военной подготовки, предоставляя им определенные льготы и преференции. В комплексе с активной разъяснительной работой это должно изменить отношение общества к гражданскому долгу по защите Родины. Ведь к этому будет привлечено максимальное количество людей, которых будут готовить по территориальному принципу, недалеко от дома. И при этом не будет присущего нынешней системе призыва разделения на черных и белых - простых граждан и мажоров, тех, кто откосил от армии, и кто сделать этого не сумел.

Игра в поддавки: действительно ли Украина ослабляет позиции на Донбассе
Михаил Самусь

Но это - дело будущего. На коротком же шагу проблему комплектации ВСУ, по мнению экспертов, можно решить, продложая государственную протекционистскую политику в отношении наших защитников, повышение уровня их материального обеспечения, темпы которого должны существенно опережать улучшение для работников других отраслей. И, конечно же, очень важно, чтобы власть не принимала противоречивых решений, которые бы заставляли общество, в том числе и военных, даже подозревать, что кто-то готовится сдать их интересы. Какими бы высокими целями эти решения потом не объясняли.

Владислав Обух, Киев