Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

“Формула Штайнмайера”, которая есть. Но в то же время - ее нет…


“Формула Штайнмайера”, которая есть. Но в то же время - ее нет…

Об урегулировании на Донбассе прозвучало уже столько взаимоисключающих заявлений, что пора спросить: что там на самом деле было и чего ждать дальше?

Вчера состоялась очередная встреча трехсторонней контактной группы в Минске, где стороны должны были согласовать (или письменно закрепить - версия РФ) формулу Штайнмайера, которая по факту завершилась противоречивыми, а иногда нервными заявлениями.

Сперва московский политолог, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков (якобы входит в окружение помощника Путина Владислава Суркова. - Ред.) заявил, что на заседании ТГК в Минске представители Украины отказались подписать документы о согласовании формулы Штайнмайера, хотя - 2 сентября, на переговорах советников лидеров четверки - согласились. И намекнул, что это приведет к срыву предстоящего саммита нормандской четверки. Позже эту информацию подтвердил российский представитель ТКГ в Минске Борис Грызлов. Но документ, по его словам, согласовывался не 2, а 11 сентября: Представители Киева отказались подписать формулу Штайнмайера, то есть отказались согласовать порядок правового и фактического закрепления особого статуса Донбасса - того самого документа, который был согласован 11 сентября политическими советниками лидеров стран нормандской четверки, - сообщил Грызлов.

В свою очередь глава украинского МИД Вадим Пристайко не стал отрицать, что 2 сентября Украина действительно дала согласие на формулу Штайнмайера. Закон об особом статусе вступает в силу в предварительном формате на момент проведения выборов, а окончательно вступает в силу после решения БДИПЧ ОБСЕ (о признании выборов честными. - Ред.). Это - то, что записано в решении. Больше там ничего нет, - заявил Пристайко, подчеркнув впрочем, что сначала создаются необходимые условия безопасности, и только после этого - выборы.

Потом прозвучало заявление представителя Украины в ТГК Леонида Кучмы о том, что реализация формулы Штайнмайера возможна только при выполнении ряда условий. Среди них: полное прекращение огня, обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины, вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники, обеспечение работы Центральной избирательной комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей, установление контроля за неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы и выполнение других пунктов, предусмотренных украинским и международным законодательством и Минскими соглашениями.

Можем, конечно, ошибаться, но на первый взгляд почему-то кажется, будто Украина, в лице Пристайко и Кучмы, с одной стороны разыграла с Россией доброго и злого полицейского, а с другой - дает согласие на формулу Штайнмайера, однако никаких письменных обязательства подписывать не готова. Это, во-первых. А во-вторых, подчеркивает последовательность действий, которую вместе с союзниками и сторонниками (в частности, Куртом Волкером) предлагает уже давно: сначала условия - потом выборы.

Поэтому на вопрос Укринформа - что на самом деле вчера произошло в Минске, учитывая заявления, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу, а также, как ситуация будет развиваться в ближайшее время? - отвечают:

Владимир Фесенко, политолог:

“Формула Штайнмайера”, которая есть. Но в то же время - ее нет…
Владимир Фесенко

“Истерика Чеснакова и Грызлова показала, что украинская делегация сделала все правильно”

- Мы не против формулы Штайнмайера, но у нас есть обязательные и принципиальные условия ее реализации. Кстати, эти условия записаны в приложениях в закону Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, принятых весной 2015 года. Именно эти условия и вызвали нервный срыв у российской делегации. Истерическая реакция Грызлова показала, что нас заманивали в ловушку, намереваясь через согласование формулы Штайнмайера поставить главным приоритетом не отвод войск и прекращение военных действий, а проведение выборов в ОРДЛО на российских условиях. Но этот сценарий сорвался. Ничего страшного и катастрофического не произошло. Переговоры продолжатся. Идет жесткая тактическая борьба. И если договариваться, то на взаимоприемлемых условиях. Подождем новых телефонных разговоров лидеров стран «нормандской четверки».

Богдан Петренко, заместитель директора Украинского института исследования экстремизма:

“Формула Штайнмайера”, которая есть. Но в то же время - ее нет…
Богдан Петренко

Сегодня важно не дать России шанс показать результативность ее внешней политики

- То, что происходит вокруг мирного процесса, можно объяснить двумя стратегическими тенденциями. Первая - общество не готово к тому, чтобы принять капитулянтские формулы, которые навязываются Россией. Наша власть - зависит от общественного мнения и не будет делать ничего, что приведет к существенному снижению поддержки. Именно поэтому в общество запускаются двоякие сигналы. То мы согласились на формулу Штайнмайера, то мы будем выступать за приоритет вопросов безопасности. Вторая и определяющая тенденция - даже если Россия отдаст Украине Донбасс на своих условиях, то следующим вопросом для наших отношений станет Крым. Не Донбасс, а Крым является определяющим в этой войне. И пока Украина и мировое сообщество не признают российскую юрисдикцию в Крыму, Донбасс будет оставаться тлеющим конфликтом.

Что касается тактики - именно Украина настаивает на нормандской встречи. Это понимают в Кремле, а потому предлагают нам «домашние задания». А наши попытки выполнения этих домашних заданий показывают, насколько снизился градус противостояния РФ и Украины. И это становится основой для распространения разговоров об «улучшении отношений» с Россией так называемого цивилизованного мира. И конечно, на этом фоне идет подготовка общественного мнения Запада к снятию санкций.

Мне кажется, что в Украине не учитывают российских тенденций. В частности, рост недоверия к Кремлю в самой России. Распространение акций протеста, рост поддержки оппозиционных партий на выборах указывают на то, что абсолютное доверие к вождю снижается. И сегодня важно не дать России шанс показать результативность ее внешней политики.

Тенденции в Украине - это доминант оперативных побед над стратегическими. Власть, к сожалению, делает акцент именно на малых сегодняшних победах, а не на стратегии.

Дальнейшее развитие будет зависеть от многих тенденций. Во-первых, от позиции США, Франции и Германии, которые определяют готовность мира продолжать холодную войну с РФ. И если мы и дальше будем презентовать миру только украинские проблемы, а не экономические выгоды для других стран от того, что Россия заберется за Изварино, то мы получим только давление на нас с целью добиться украинских уступок Кремлю. А тому же Макрона необходимы положительные результаты (то есть мир, а не целостность или суверенитет Украины), поскольку он планирует стать лидером Европы.

Во-вторых. Обещанная встреча в нормандском формате - это не стратегия, а просто один из пунктов в мирном процессе. И если для власти важнее будет рейтинг, а не суверенитет, то в ближайшее время мы получим информационную стратегию, которая будет доказывать нам несколько победен для Украины путь мелких уступок, чтобы в результате украинцы дали согласие на все. От особого статуса для ОРДЛО в Конституции до контроля над границей после выборов.

Алексей Минаков, политолог:

“Формула Штайнмайера”, которая есть. Но в то же время - ее нет…
Алексей Минаков

Все зависит от того, что победит: провести встречу нормандской четверки любой ценой или выдержка и терпение?

- На самом деле во вчерашних противоречивых заявлениях все понятно. Речь идет о первоначальной формуле Штайнмайера, которая просто предполагает, что будут проводиться выборы на территории ОРДЛО. И если выборы будут признаны ОБСЕ как отвечающие международным стандартам - тогда автоматически вступает в силу закон об особом статусе Донбасса. Все.

Впрочем эта формула никак не регулирует и не регламентирует приоритетность выполнения минских договоренностей. Она служит неким симулякром, каждая сторона ее понимает и расширяет по-своему. РФ, конечно, настаивает, что на Донбассе сначала надо провести выборы, а потом решать другие вопросы, в частности, о выводе войск. А Украина продолжает политику, которая велась еще при Порошенко: для того, чтобы на Донбассе прошли выборы - РФ сначала должна вывести оттуда войска. То есть Украина продолжает идти тем же путем, наша позиция не изменилась, просто она озвучена представителями уже новой власти. Сейчас Владимир Зеленский - это фактически Петр Порошенко образца 2014 года, который встречался с Путиным, пытался о чем-то договориться. Порошенко, которого позже стали в Кремле ненавидеть.

Собственно, следует напомнить с чего все началось. Сначала Владимир Зеленский заявил о желании встретиться в формате нормандской четверки с Владимиром Путиным. На это желание отреагировал в августе глава российского МИД Сергей Лавров, выдвинув условие: если хотите встречу - сначала письменно зафиксируйте признание формулы Штайнмайера. Собственно, с тех пор эта формула постоянно на слуху. 2 сентября господин Пристайко действительно соглашается на эту формулу, но только на словах. А вчера РФ требует от Украины зафиксировать предварительное согласие в письменной форме. Украина отказывается, а следовательно не будет, скорее всего, и встречи в формате нормандской четверки. Что дальше? Трудно что-то прогнозировать. Все зависит от того, что победит, а именно: желание провести встречу нормандской четверки любой ценой или выдержка и терпение?

Беседовал Мирослав Лискович. Киев