Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

11 лет ожидания ПДЧ: надо ли снова подавать заявку к саммиту НАТО-2019


11 лет ожидания ПДЧ: надо ли снова подавать заявку к саммиту НАТО-2019

Во второй раз подавать заявку на ПДЧ в НАТО новое руководство страны считает ненужным. Однако, убеждают эксперты, напомнить о старой все же стоит

В мае этого года бывший президент Украины Петр Порошенко на встрече с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Брюсселе отметил важность следующего саммита альянса в Лондоне для фиксации евроатлантических амбиций Украины, похоже, имея в виду, подачу второй по счету заявки на ПДЧ (первую мы одновременно с Грузией подали еще в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте. – Ред.).

Однако у нынешнего руководства, в частности Министерства обороны и Министерства иностранных дел несколько иные соображения: идею «переподачи» заявки на получение Плана действий по членству в НАТО считают неэффективной, впрочем от евроатлантического курса отступать никто не собирается (по крайней мере пока подобных заявлений не звучало . - Ред.). Мол, Украина уже подала заявку на ПДЧ и повторять уже поданное... Мы можем действовать методом попугая, а можем вести серьезную работу. Если мы будем ежедневно повторять, что хотим в НАТО, хотим ПДЧ, и все - то в результате никакого ПДЧ не получим, – заявил замминистра иностранных дел Егор Божок. Похожие тезисы прозвучали и от вице-премьера по европейской и евроатлантической интеграции Дмитрия Кулебы, и от министра обороны Андрея Загороднюка.

В связи с этим у нас несколько важных вопросов:

  • Должна ли Украина второй раз подавать заявку в ПДЧ, если заявка раньше - в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте - уже подавалась? Как этот вопрос урегулирован документально?
  • На предстоящем декабрьском саммите в Лондоне, кроме решения таких вопросов, как новая стратегия и политика Альянса, будут ли подниматься и такие: приглашение новых членов в альянс, запуск новых инициатив и развитие партнерских отношения со странами за пределами НАТО? Или нет? Что об этом известно?
  • Как влияет на принятие конкретных решений о реализации заявки Украины на ПДЧ соответствующее положение Конституции Украины?

Укринформу отвечают:

Инна Туряница, директор Информационного центра НАТО при Ужгородском национальном университете:

11 лет ожидания ПДЧ: надо ли снова подавать заявку к саммиту НАТО-2019
Инна Туряница

Безальтернативность евроатлантической интеграции уже более понятна, чем раньше, и поддерживается большинством населения страны со своими особенностями по регионам

– Вопрос членства Украины в НАТО не сходит с повестки дня в той или иной форме никогда. Но время академических дискуссий вокруг этой проблемы уже давно прошло. Как в жизни обычного человека, так и в политике серьезность намерений проверяется в практических шагах и действиях. Важно подчеркнуть, что Украину к определению курса на НАТО как единственной гарантии обеспечения безопасности и к отказу от беспринципной «многовекторности» подтолкнули негативные военно-политические обстоятельства последних пяти лет. То, что мы имеем сейчас – это, если прямо говорить, результат неуверенного внешнеполитического курса и постоянных колебаний между Востоком и Западом. Безальтернативность евроатлантической интеграции уже яснее, чем раньше, и поддерживается большинством населения страны с некоторыми особенностями соотношения сторонников и критиков по регионам.

Мы приближаемся к Лондонскому саммиту НАТО в начале декабря этого года. Украина принимает Североатлантический Совет, который для Альянса имеет приблизительно такое значение, как Совет безопасности ООН для самой Организации Объединенных Наций. С одной стороны – это демонстрация поддержки Украины, очень важная публичная демонстрация. С другой – это возможность провести мониторинг наработок по взаимному сотрудничеству, выполнения профинансированных НАТО проектов. В-третьих – речь, разумеется, и о том, с чем работать дальше, какие новые направления взаимодействия должны быть спроектированы и реализованы. С дальним прицелом, как мы понимаем, на полноправное членство.

Поэтому и следует вспомнить об инициированной экс-президентом Порошенко подаче второй заявки на программу действий для получения членства в НАТО на Лондонском саммите. Мы прекрасно понимаем, что все дела, связанные с Альянсом, имеют внешний и внутренний аспекты. В последнем случае речь идет не только о выполнении «домашних заданий», но и об использовании концепта натовского зонтика в политико-идеологической конкуренции внутри Украины. Это особенно актуально в условиях 2019 года, когда оба кандидата в президенты и обе политические силы на парламентских выборах в равной степени декларировали курс на евроатлантическую интеграцию, как единственно верный внешнеполитический выбор Украины. Поэтому речь должна идти в этом случае, скорее, о попытке набрать баллы в борьбе за электоральные симпатии, чем о другом. Ведь хорошо известно, что Украина вместе с Грузией в свое время подавали заявки на ПДЧ и получили на них «отложенные» ответы. Именно отложенные, а не отказывающие.

Проблему выбора не следует превращать в конкурс заявок, где видна заметная и неоспоримая пиар-составляющая для отдельных политических сил. Забегания вперед может повлечь неприятные имиджевые потери, как произошло с публичными заявлениями о членстве в ЕС и сдерживающими ответами на них со стороны еврочиновников, в частности, Жан-Клода Юнкера. Это слишком серьезное дело, чтобы им жонглировать как захочется. Тут дело в другом, а именно - в качестве выполнения домашних заданий, которые, во-первых - олицетворяют какое-то конкретное направление сотрудничества, во-вторых - служат способом адаптации Украины к отдельным НАТОвским стандартам, что, в конце концов, является формой продвижения к более глубокой интеграции с Альянсом.

Мы должны всегда помнить слова бывшего Генерального секретаря НАТО Хавьера Соланы о том, что НАТО не нужны потребители безопасности, но блок всегда заинтересован в сотрудничестве с теми, то стремится стать участником построения общего безопасного пространства. Поэтому к домашним заданиям следует относиться со всей серьезностью, ведь их выполнение как раз и оценивается как серьезность намерений. Наконец, соответствующие программы и проекты осовременивают украинскую армию и всю военную инфраструктуру во многих аспектах и являются формой адаптации к НАТОвским стандартам. В последние недели существенно ускорилось создание необходимой для реализации евроатлантического курса нормативной базы, проголосованы и приняты важные законодательные акты. То есть, мы можем наблюдать не только сохранение преемственности в реализации политики сближения с НАТО, но и приобретение нового динамизма в этом процессе.

Говоря с коллегами и дипломатами стран ЦВЕ, в частности Словакии, Венгрии, Литвы, мне не раз приходилось слышать о том, что вступление в ЕС и НАТО стало для них не подарком судьбы и не простым следствие благоприятного стечения обстоятельств, а результатом кропотливой, долгой и упорной работы. Правда, страны ЦВЕ шли этим путем твердо и последовательно, не допуская отступлений, компромиссов и колебаний. Украина же в своей внешней политике пыталась усидеть на двух стульях, что, как показывают события 2014-2019 годов, было ошибкой. Тот же Витаутас Ландсбергис говорил о том, что в его понимании слабость России в 1990-х гг. была временной. При том, что Литва непосредственный сосед РФ, она смогла дистанцироваться от своего восточного соседа и обеспечить свою безопасность членством в НАТО, воспользовавшись такой исторически сложившейся возможностью

Украина сейчас труднее идти по пути евроатлантического выбора. Окно возможностей, которое видел широко открытым Збигнев Бжезинский в конце 1990-х гг. в своей «Большой шахматной доске» остается открытым до сих пор. Однако условия реализации этого выбора стали значительно сложнее, но от этого не менее значимыми и нужными.

Виталий Мартынюк, руководитель Центра глобалистики «Стратегия ХХІ»:

11 лет ожидания ПДЧ: надо ли снова подавать заявку к саммиту НАТО-2019
Виталий Мартынюк

“Новая власть должна подтвердить свою готовность реализовывать политику на членство в НАТО. Одного заявления президента Зеленского о неизменности курса недостаточно”

– Несмотря на то, что Украина уже подавала заявку на ПДЧ, а было это уже больше десяти лет назад, стоит еще раз запросить предоставление ПДЧ, и на это есть несколько весомых причин.

Во-первых, внешнеполитические векторы с тех пор менялись. Введение внеблокового статуса Законом Украины «Об основах внутренней и внешней политики Украины» 2010 года фактически нивелировало все предыдущие обращения. Поэтому, после того, как цель на членство в ЕС и НАТО наконец была зафиксирована в Конституции Украины, стоит в практическом измерении донести это до Альянса.

Во-вторых, в 2019 году в Украине произошла полная смена власти. Поэтому новая власть должна подтвердить свою готовность реализовывать политику на членство в НАТО. Одного заявления президента Зеленского во время его встречи с Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом 4 июня 2019 г. в Брюсселе о том, что «стратегический курс Украины на достижение полноправного членства в ЕС и НАТО» остается неизменным, недостаточно. Нужны практические шаги для достижения цели.

В-третьих, подача заявки на ПДЧ никак не мешает вести «серьезную работу» по приближению Украины к НАТО, а наоборот усилит такую ​​работу, поскольку Альянсу будет понятно, что мы делаем, и для чего мы это делаем. В свое время Виктор Янукович в Брюсселе рассказывал о необходимости углубить практическое сотрудничество с Альянсом и не акцентировать внимание на вопросе членства. В результате, это привело к отказу от курса Украины на вступление в НАТО.

Юбилейный саммит НАТО в Лондоне станет поводом не только подвести итоги, но и говорить о планах на будущее. Одной из таких тем может стать дальнейшее расширение Альянса в свете того, что Северная Македония уже вот-вот присоединится к НАТО, и следующими на очереди могут стать Украина и Грузия, если Босния и Герцеговина не заявит о своем твердом намерении вступить в НАТО. Из результатов заседаний министров обороны ПА НАТО, речей и деклараций не звучит готовность Альянса обсуждать в Лондоне перспективы членства Украины. Но и молчание относительно ПДЧ со стороны Украины никакого позитива евроатлантической интеграции нашему государству не даст. Если не заявлять о своих намерениях, то никто о них говорить не будет.

Если заявка на получение ПДЧ уже была официально подана, то Украине стоит официально напомнить о ней и сделать запрос на ее удовлетворение Альянсом. Такие «напоминания» нужно делать регулярно перед очередными саммитами НАТО, параллельно работая на дипломатическом и техническом уровнях со штаб-квартирой Альянса и его странами членами для удовлетворения заявки на ПДЧ. Опыт Северной Македонии, которая упорно шла к членству в НАТО, показывает, что такая настойчивость будет иметь конкретный результат - большинство (25 из 29-ти) стран-членов Альянса уже ратифицировали протокол о вступлении этой страны в НАТО. Хотя еще год назад перспективы ее членства выглядели довольно туманными из-за ряда нерешенных вопросов и нестабильной внутриполитической ситуации.

В то же время и практическое измерение приближения Украины к членству в НАТО остается крайне важным, ведь именно оно демонстрирует практическую готовность страны к вступлению. Одновременно с проведением внутренних реформ и адаптацией к стандартам НАТО, Украина должна расширять спектр интеграционных шагов. Прежде всего, наконец завершить процесс присоединения к Центру передового опыта НАТО по энергетической безопасности (г. Вильнюс, Литва), ведь текст соответствующего соглашения уже согласован. Следует продолжить практику присоединения к другим центрам передового опыта НАТО, что можно делать еще до получения членства, следить за новыми инициативами Альянса, например, созданием регионального командования специальных сил или расширением сотрудничества между НАТО и ЕС по противодействию гибридным угрозам.

Только полный комплекс мероприятий приведет Украину в сферу безопасности зонтика НАТО.

Беседовал Мирослав Лискович. Киев