Несмотря на отказ правительства Польши от своего предложения сильно урезать права журналистов в здании парламента оппозиция и не думает успокаиваться. Демонстрации протеста в Варшаве продолжаются с неослабевающей силой.
Консервативная партия «Закон и справедливость» (PiS) находится y власти чуть больше года, после победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. За это небольшое время правящая партия, сформировавшая свое правительство во главе с Беатой Шидло и еще и поставившая на пост президента Польши «своего» человека – Анджея Дуду, успела провести через парламент несколько законов, в корне меняющих жизнь в стране – от перемен в системах образования и здравоохранения до перемен в области обороны, Конституционного суда и СМИ.
Учитывая, что законотворческая деятельность PiS охватила практически все секторы экономики и жизни общества в Польше, казалось бы, можно сказать, что лидер консерваторов Ярослав Качиньский, «серый кардинал» Польши, упрочил свою власть и может смело примерять френч диктатора. Однако сейчас становится все очевиднее, что все обстоит с точностью наоборот. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно (в Варшаве, конечно) и увидеть на столичных улицах и около ворот, ведущих к зданию сейма (нижней палаты парламента), тысячи демонстрантов, протестующих против политики PiS. Еще убедительнее выглядит анализ политической обстановки в сейме, где не такое уж и существенное большинство Качиньского становится все менее очевидным из-за образующихся в нем в последние недели трещин.
Первые признаки того, что Ярослав Качиньский теряет контроль над процессом законотворчества в Польше, появились еще до сидячей забастовки оппозиционных депутатов в зале заседаний сейма. PiS в нижней палате представляют 234 депутата, т.е. всего лишь на четыре человека больше необходимого большинства (230). На прошлой неделе правящая партия потерпела поражение по трем относительно мелким вопросам. Эти первые признаки нарушения партийной дисциплины, наверняка, насторожили руководство консерваторов, но отреагировать оно не успело.
После прихода к власти в прошлом году, напоминает журнал Politico, PiS заменила руководство в государственных СМИ, отказалась приводить к присяге судей, назначенных предыдущим парламентом; и пренебрежительно отмахнулась от решения Конституционного суда, когда тот пошел против правящей партии. Многие как за границами Польши, так и в самой стране осудили эти и ряд других решений польских консерваторов. Например, большинство родителей учащихся и учителей выступают против реформы системы образования, одобренной парламентом 14 декабря. Можно вспомнить и то, что многотысячные демонстрации протеста против закона, разрешающего проводить аборты лишь в тех случаях, когда жизни матери угрожает опасность, заставили правительство отменить его.
Однако сидячая забастовка оппозиции в сейме подняла противостояние с властью на новый уровень. Новый, наиболее острый кризис вспыхнул в минувшую пятницу, когда спикер сейма Марек Кучиньский запретил депутату от оппозиционной «Гражданской платформы» Михаилу Щербе присутствовать на заседании, посвященном принятию бюджета. Щерба как раз собирался выступать по бюджету. Он также состоит в группе оппозиционных депутатов, протестующих против мер, которые ограничивают пребывание в здании парламента журналистов. Этот закон был принят в пятницу, но раньше бюджета.
Оппозиционера, размахивающего листом бумаги со словами: «WolneMedia» (Свободная пресса), охрана вывела под руки из зала заседаний. За коллегу вступились другие представители оппозиции в сейме. Они блокировали все подступы к трибуне и потребовали вернуть Щербу.
После консультаций с руководством фракций Кучиньский уже был готов сдаться и вернуть смутьяна, но Ярослав Качиньский уговорил его не уступать. Не имея доступа к трибуне, фракция правящей партии перешла работать в соседний зал. Представителей оппозиции к голосованию по бюджету на 2017 год не допустили, хотя это и является нарушением процедур сейма. Несколько оппозиционеров попытались прорваться в зал заседаний, но были остановлены охраной. При этом они снимали происходящее на камеры смартфонов и передавали записи в прямом эфире.
К тому времени у здания сейма уже собралась многотысячная толпа демонстрантов. Она заблокировала все выходы и не позволила министрам и законодателям от PiS покинуть здание. Подоспевшие наряды полиции расчистили проход, по которому «писовцев» эвакуировали из осажденного сейма. Что же касается депутатов оппозиционеров, оставшихся в главном зале заседаний, то они остались на работе на ночь, сменяя друг друга.
Большинство политологов считает, что исход декабрьского противостояния может определить курс, по которому пойдет дальше Польша. По результатам опроса Kantar Public в декабре консерваторов поддерживало чуть более трети поляков – 35%. Однако уже в ближайшие месяцы рейтинг партии может понизиться из-за экономических неурядиц, которые сейчас переживает Польша. Инвестиции в польскую экономику снижаются, а рост ВВП замедляется. Причем замедляется значительно сильнее и без того сильно пониженных экономистами прогнозов. Снимки с протестантами на улицах и депутатами, убегающими с работы под защитой стражей порядка, скорее всего еще сильнее ослабит популярность правящей партии.
В выходные президент Дуда встретился с лидерами всех партий, представленных в сейме, и попытался примирить противников. На данный момент борьба сконцентрировалась на правах прессы и бюджете. Оппозиция сейчас требует проведения второго голосования по главному финансовому закону страны и настаивает, чтобы в нем приняли участие все законодатели. Если бюджет не будет принят до 25 декабря, то президент получит основание для сокращения срока работы парламента. Эта радикальная мера приведет к падению правительства.
Конечно, вероятность такого сценария носит скорее теоретический, чем практический характер. Однако кризис предоставляет шанс Анджею Дуде, который до этого времени играл второстепенную роль во внутренней политике Польши, укрепить свои позиции по отношению к Качиньскому. Если Дуда воспользуется этой возможностью, то он сможет еще больше ослабить влияние Ярослава Качиньского на политику Польши.