Надежды на воссоединение Кипра после 42 лет разъединения как никогда высоки. Уже в марте стороны могут подписать соглашение, а летом провести референдум. Однако даже в случае исполнения этого наиболее благоприятного сценария киприотам предстоит еще решить много проблем. Дорожную карту по судьбе Кипра раскрыл бывший лидер признанной только Турцией турецкой республики на севере острова Мехмет Али Талат. «По моим оценкам,- сообщил он в интервью журналу POLITICO.- Подписание соглашения возможно уже в марте, а референдум может состояться уже летом».
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун считает, что до решения кипрского вопроса рукой подать. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил на прошлой неделе о своей уверенности, что соглашение будет подписано в течение шести месяцев. «Я надеюсь, что 2016 год станет годом,- сказал он,- когда мы наконец решим кипрский вопрос». Талат более оптимистичен в прогнозах. По его мнению, присутствие 30-тысячного контингента турецких войск на севере Кипра не будет препятствовать подписанию соглашения. Войска уйдут сразу после того, как будут улажены все формальности по воссоединению.
Кипр, напомним, с 1974 года разделен на две части: южную греческую и северную турецкую, которая вдвое меньше по площади. Турецкие войска высадились на острове в ответ на поддержанный Афинами переворот, организаторы которого хотели присоединить Кипр к Греции.
За четыре десятилетия прошли несколько раундов переговоров по воссоединению острова. Последний начался в мае 2015 года, как всегда, под эгидой ООН. Состоялось 20 встреч делегаций. Сильный толчок переговорный процесс получил в конце прошлого года, когда ЕС и Турция начали обсуждать способы решения кризиса с мигрантами в Европе. В числе прочих «пряников» в обмен на помощь Брюссель пообещал Анкаре возобновление переговоров о вступлении в ЕС. Между тем, эти переговоры давно фактически прекращены. Главным образом, из-за проблемы с Кипром.
Присутствовавшие на встрече между премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу и президентом Кипра, греческой части, признанной всем мировым сообществом, кроме Турции, Никосом Анастасеадесом, утверждают, что она прошла в дружественной обстановке. Однако президент Кипра считает, что следует смотреть на вещи трезво. В интервью Hellenic Broadcasting Corporation он назвал мартовскую дату подписания соглашения чересчур оптимистичной.
Главным камнем преткновения остается вопрос собственности, принадлежавшей грекам киприотам, которые жили на севере до прибытия турецких войск. По этому вопросу позиция турок не изменилась – те, кто будет возвращать собственность прежним владельцам, должны получить компенсацию.
Раздел земли и недвижимости, конечно, не единственный спорный вопрос, о котором необходимо договариваться. К примеру, необходимо что-то делать с отказом Турции признавать Республику Кипр, как официально называется греческая часть острова. Турецкая часть острова называется Турецкая Республика Северного Кипра и признана лишь Турцией и Абхазией.
Серьезным препятствием на пути воссоединения могут стать… углеводороды. В восточном Средиземноморье, в том числе и в экономической зоне Кипра найдены большие запасы нефти и газа. Однако Анкара не признает суверенитета Никосии над ними и всячески мешает грекам киприотам их разрабатывать.
Конечно, газ месторождения «Афродита» должен дать мощный толчок развитию островной экономики. Она, к слову, в основном сосредоточена на юге, в греческой части и сейчас успешно восстанавливается после острейшего финансового кризиса 2013 года. По словам руководителя Европейского механизма стабильности (ESM) Клауса Ридлинга, об успехах Никосии говорит тот факт, что греки киприоты воспользовались лишь двумя третями (6,6 млрд. долларов) из 10-миллиардной программы помощи ЕС и МВФ.
С другой стороны, этот же газ может стать еще более серьезным препятствием на пути воссоединения, чем вопросы возврата собственности прежним владельцам.