Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

ЕС обостряет конфликт с Варшавой


Процедура, начатая против Польши, не имеет прецедентов в истории Европейского союза. Юридический механизм был разработан только в 2014 г.; целью его создания было воспрепятствовать продолжению ультраконсервативных реформ премьера Венгрии Виктора Орбана. Само появление подобной процедуры в прошлом казалось немыслимо: все страны-участники Евросоюза казались незыблемо приверженными демократическим ценностям, уважение к которым  было официально закреплено второй статьей Лиссабонского соглашения вв 2007 году. 

Лидер группы либералов в Европарламенте Ги Ферхофштадт заявил 13 января, что решение Еврокомиссии несет с собой «ясное послание» Варшаве, пытающейся «нарушить правила» ЕС. Вице-президент Европейской комиссии  Франц Тиммерман высказался более  дипломатично: «у нас нет задачи обвинить Польшу, мы хотим диалога с ней, при этом выступаем в качестве гаранта Лиссабонского соглашения». Представители Евросоюза дают понять, что, хотя Германия дезавуировала высказанные некоторыми политиками предложения  ввести санкции против Польши, давление на восточно-европейскую страну будет продолжено.

Польские  реформы, вызвавшие гнев Евросоюза, в значительной степени напоминают те, что уже были проведены в Венгрии. После победы в октябре 2015 года на парламентских выборах в Польше ультраконсервативной партии «Право и справедливость», сформированное ею правительство объявило о намерении в экстренном порядке  назначить новых членов конституционного суда. Затем реорганизации была подвергнута сама эта  инстанция. Изменились правила ее работы: для принятия решения суду отныне понадобятся не менее две трети голосов его членов.   

Вторая реформа консерваторов последовала сразу  за первой, причем в непривычно быстром ритме. Пока европейцы праздновали Рождество и Новый год, польские парламентарии голосовали, в частности, за то, чтобы предоставить министру финансов право назначать руководителей государственных медиа. СМИ Польши предстоит тотальная переаттестиация: все журналисты будут автоматически уволены, после чего некоторым в инидивидуальном порядке снова предложат работу. Лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский заявил, что ждет от будущих государственных медиа патриотической позиции и приверженности католическим ценностям. Ранее СМИ, по мнению правящей партии, манипулировали общественным мнением в поддержку леволибералных ценностей, «неприемлемых для Польши».

Выбор двух мишеней для атаки — конституционного суда и СМИ — можно считать показательным. Предыдущему кабинету «Права и справедливости», находившемуся у власти с 2005 по 2007 годы, помешал провести реформы именно конституционный суд. Критики Качиньского считают, что  после введения порога в две трети голосов работа суда будет парализована и он уже не сможет принять никаких решений против власти. Что касается СМИ, то  в подавляющем большинстве случаев в Польше они поддерживают левых. 

Однако в глазах значительной части польского общественного мнения позиция лидера «Права и справедливости» выглядит как привлекательная альтернатива  курсу его предшественника и, по иронии, нынешнего главы ведущей евроструктуры — Евросовета - Дональда Туска. В отличие от большинства европейских правящих партий и того же Туска, польские ультраконсерваторы обещают не увеличивать пенсионный возраст, и даже снизить его, уменьшить налоги, а  высокую ставку сохранить только для  иностранных предприятий, работающих в стране. Слишком тесное сближение с Германией, характерное для времени Туска, также не устраивает многих в Польши. Ярослав Качиньский выразил отношение к западному соседу так: «Польше следовало бы предоставить больше мест в Европарламенте в счет поляков, убитых немцами во время Второй мировой войны».

Подобная конфигурация предпочтений оставляет для Варшавы единственный геополитический ориентир — США.   Комментируя разгорающийся конфликт между Брюсселем и Варшавой американский политолог Мартин Саммерз заявил, что Вашингтон использует Польшу и Венгрию против Парижа и Берлина. Так это или нет, но США не спешат выступать с осуждением своего восточноевропейского союзника.

Пока Европейская комиссия обсуждает возможные меры против Польши, эксперты расходятся во мнениях, насколько реально введение серьезных санкций. В распоряжении ЕС есть серьезный инструмент для давления — финансовая помощь, от которой в значительной мере зависит бюджет восточноевропейской страны. С 2007 по 2013 гг. Европа перевела на счет Варшавы 56 миллиардов евро, а на период с 2014 по 2020 гг. запланирована выплата еще 60 миллиардов. Заморозить  передачу этих средств значило бы поставить крест на положительной экономической динамике Польши. Однако, столь резкий поворот маловероятен, ведь санкциям уже пообещала воспротивиться Венгрия, не без оснований опасающаяся попасть под огонь следующей. Против, скорее всего, окажутся и другие страны Восточной Европы, входящие в Вышеградскую группу, уже имеющие опыт совместного выступления против Брюсселя по вопросу о мигрантах. Возможно, именно поэтому в  Варшаве не боятся за финансовую сторону вопроса и даже рассчитывают получить от ЕС новые уступки — например, право сохранить угольные шахты, работа которых противоречит европейским правилам о защите окружающей среды. Работники этих предприятий в значительном большинстве поддерживают «Право и справедливость».

Опыт венгерского премьера Виктор Орбана показывает, что оппозиционная страна на востоке Европы может в течение многих лет находиться в открытой оппозиции Брюсселю. В то же время поддержка ультраконсерваторов в Польше гораздо ниже, чем в Венгрии, и социологические опросы уже фиксируют падение рейтинга партии Качинького.