Критический момент
По всеобщему мнению, саммитов, проходивших в такой драматичной обстановке, в Европе еще не было. Кризис с мигрантами и борьба с международным терроризмом перекочевали в 2016 год из прошлого. Сейчас к ним добавилась еще более острая, по крайней мере, на данный момент проблема – "брексит". Так по аналогии с потенциальным выходом Греции из объединенной Европы (грекситом), который будоражил весь континент первую половину прошлого года, называют вполне возможный выход Великобритании.
Тон тревожным ожиданиям задал президент Европейского совета Дональд Туск. В начале недели он совершил своего рода блицкриг и посетил за 24 часа столицы пяти европейских государств. В Париже, Бухаресте, Афинах, Праге и Берлине он уговаривал лидеров этих стран пойти на компромисс с Великобританией. Лондон считает обязательным условием своего дальнейшего пребывания в объединенной Европе реформу Евросоюза. Однако остальные члены ЕС согласны далеко не со всеми ее пунктами.
«Сейчас критический момент,- заявил Дональд Туск в Бухаресте, имея в виду референдум о выходе Великобритании из ЕС, который намечен на 23 июня. - Опасность раскола реальна». По сообщениям европейской прессы, особых успехов г-ну Туску, который ради компромисса поддержал Кемерона в его уговорах, достичь не удалось. Это означает, что предложения Лондона по реформе Евросоюза будут встречены в Брюсселе холодно.
Большинство аналитиков правда полагает, что на британском референдуме победят сторонники ЕС. С другой стороны, не менее очевидно, что евроскептики, как никогда, сильны и тоже вправе рассчитывать на победу. Так что нельзя исключать возможность первого сокращения ЕС после шести десятилетий неуклонного расширения.
Многие сейчас пытаются просчитать последствия брексита. Оценить их так же трудно, как и год назад, когда точно также надеялись на лучшее, но готовились к худшему – выходу из Евросоюза Греции. Одно очевидно: последствия выхода Великобритании будут тяжелыми как для Европы, так и для самой Британии. Экономические последствия и Европа, и Соединенное Королевство как-нибудь переживут. Сложнее будет справиться с политическими последствиями брексита. Дело в том, что выход Великобритании может спровоцировать выход из ЕС еще ряда государств, где позиции евроскептиков тоже сильны. Эффект домино и имеет в виду Дональд Туск, когда говорит о реальности раскола объединенной Европы.
Тревоги за судьбу Меркель
Второй важный вопрос, который будет обсуждаться в Брюсселе, это, конечно же, кризис с беженцами. Обсуждение будет вестись на фоне решения Австрии пропускать с пятницы на свою территорию не более 3200 человек.
В этом вопросе в объединенной Европе единства еще меньше, чем по вопросу брексита. Германия в конце прошлого года продавила соглашение с Турцией. Анкара пообещала было за 3 млрд евро уменьшить поток беженцев, устремляющихся с ее территории в Европу. Потом ее ттребования стали расти. В Брюссель для продолжения переговоров по мигрантам должен был приехать турецкий премьер Ахмет Давутоглу. Теракт в Анкаре заставил его изменить планы. Переговоры отменяются, глава правительства Турции остается дома.
Приостановка переговоров по мигрантам между ЕС и Турцией отлично иллюстрирует ситуацию со сделкой. Турки недовольны чересчур маленькой суммой (по слухам, Эрдоган требовал прошлой осенью от Брюсселя 30 млрд евро) и не торопятся выполнять взятые обязательства. К слову, деньги Европа Анкаре еще не перечислила, о чем постоянно напоминают турецкие официальные лица.
Что может быть лучше плохой погоды
Сейчас мигрантский кризис так же далек от разрешения, как и в ноябре 2015 года, до начала переговоров между ЕС и Турцией. В январе поток мигрантов, прибывающих в Европу в основном через Грецию, несколько снизился. Произошло это, однако не благодаря усилиям турецких властей, а плохой погоде. Сейчас вместе с улучшением погоды начал усиливаться и поток мигрантов, перебирающихся из Турции на греческие острова в Эгейском море. В феврале их численность выросла в среднем до 2 тыс. человек в день. Можно не сомневаться, что весной она будет быстро расти.
Наиболее сильны противоречия между Германией и четверкой восточноевропейских стран, так называемой Вышеградской группой, в которую входят Чехия, Словакия, Венгрия и Польша. Лидеры этой четверки собрались в понедельник в Праге, чтобы выработать общую стратегию на евросаммит и отметить четвертьвековой юбилей группы. Они хотят экспортировать на все Балканы венгерскую модель борьбы с мигрантским кризисом, заключающуюся в строительстве на границах заборов с колючей проволокой.
Ангела Меркель проведет в Брюсселе, до начала саммита, встречу «своей» группы из 10 стран. Эти страны поддерживают политику открытых дверей, главной защитницей которой является ФРГ. На минисаммите, в котором, к слову, должен был участвовать Ахмет Давутоглу, будут обсуждаться способы скорейшего осуществления сделки с Турцией по мигрантам.
Когда говорят, что февральский саммит станет серьезным испытанием для некоторых политиков, то имеют в первую очередь не британского премьер-министра Дэвида Кэмерона, а немецкого канцлера Ангелу Меркель. Сделка с Турцией, возможно, ее последняя надежда сохранить власть. В ФРГ крепнет мнение, что ее провал может оказаться для канцлера роковым и что ей придется уйти в отставку.
Такого низкого рейтинга, как сейчас, у фрау Меркель за долгие годы пребывания у власти, пожалуй, еще не было. Понять немцев можно. В прошлом году они приняли 1,1 млн мигрантов. В этом, как следует из прогноза министерства труда ФРГ, ожидается прибытие еще полумиллиона человек. В прошлом году почти все подобные прогнозы оказались не точными. Поэтому можно уверенно говорить, что численность беженцев в 2016 году будет значительно выше.
Уход в тень
В борьбе с международным терроризмом Европа, занятая другими делами, отошла в тень. Сейчас главные ньюсмейкеры на Ближнем Востоке - Россия, США, Турция и Саудовская Аравия.
Это не значит, конечно, что ЕС вовсе свернул борьбу с терроризмом. Накануне саммита появилась информация о том, что возвращающиеся на родину из Сирии и Ирака европейские мусульмане могут и готовы совершать теракты, подобные тому, что произошел в Париже в ноябре прошлого года. Поэтому европейским спецслужбам и полиции приходится быть наготове.
Вопросов на саммите, открывающемся сегодня в Брюсселе, будет не больше, чем обычно, но эти вопросы крайне серьезные и острые. Именно это обстоятельство и придает встрече европейских лидеров особый драматизм. От решений саммита, в особенности - по брекситу, может зависеть судьба Европы. Решения европейских лидеров покажут, останется ли она «объединенной», или сбудется тревожное предупреждение Дональда Туска.