13 апреля в Сирии проходят очередные парламентские выборы. Их можно назвать спорными, однако они нужны и сирийскому народу и президенту Асаду.
Закон нужно выполнять
Страны Запада уже заявили о том, что не признают результаты народного волеизъявления. И привели целый ряд причин. «Мы не считаем эти выборы легитимными… Они не представляют волю сирийского народа, ... являются, по крайней мере, преждевременными», - заявил представитель Госдепа США. И во втором предложении он прав - выборы проводятся не на всей территории страны, а лишь на той, которую контролирует либо Асад, либо те представители оппозиции, которые разрешили открыть у себя избирательные участки. «Правительство ФРГ не признает результаты этих выборов… В ситуации, в которой находится страна, невозможно провести свободные и честные выборы», - заявил официальный представитель германского МИД Мартин Шефер. И он прав. Да, формально на выборах высокая конкуренция (за 250 мандатов в парламенте борются 3,5 тысячи кандидатов), однако, учитывая сложную ситуацию с безопасностью и стремление местных властей продемонстрировать единство сирийского народа, не исключено завышение числа голосов, отданных за кандидатов от правящей партии. «Франция осуждает подобие выборов, организованное сирийским режимом. Они проходят без реальной избирательной кампании, под эгидой репрессивного режима и без международного наблюдения», - заявил официальный представитель французского МИД Ромэн Надаль. Опять же сложно с ним спорить - развешанные на столбах портреты кандидатов не являются полноценной избирательной кампанией, а эффективного наблюдательного процесса просто нет. По мнению британских властей, «правительство Асада не в состоянии купить легитимность путем возведения хлипкого фасада демократии».
Однако Башар Асад ничего не хотел покупать у Запада. Покупал он в 2012 году, когда он принял ряд резонансных законов, сформировал в стране реальную многопартийность и организовал под это дело выборы, надеясь тем самым прекратить разгорающуюся гражданскую войну. Как известно, Запад ему легитимность не продал. Сейчас же задачей Асада было продемонстрировать функционирование государственных институтов в стране. Срок действия нынешнего парламента истекал, в стране нужно было провести новые выборы - и вот, Асад их провел. «Эти выборы обеспечивают функционирование тех институтов управления, которые предусмотрены действующей конституцией этой страны. Вот эту роль — недопущения вакуума в этой сфере — призваны сыграть сегодняшние выборы», - пояснил министр иностранных дел России Сергей Лавров, и призвал всех рассматривать выборы именно в этом ключе.
Потом изберем еще
Кроме того, Башару Асаду важно было показать, что действия террористов «так и не достигли основной цели — уничтожение сирийского народа, его национальной идентичности». Именно поэтому, в частности, Дамаск принял решение держать избирательные участки открытыми до полуночи. Башар Асад хотел получить максимальную явку для того, чтобы показать поддержку населением не только режима, но и самой политической системы страны, в которой простые сирийцы готовы участвовать. И именно поэтому Дамаску важен плюрализм в парламенте. На момент сдачи статьи результат еще не был известен, однако не исключено, что в новом составе парламента будет значительное число представителей от оппозиции (по крайней мере той, которая подконтрольна официальным властям).
Судя по всему, реальная оппозиция понимает задачи Асада и не хочет поддерживать его потемкинскую деревню. «Высший комитет по переговорам» (часть оппозиции, подконтрольная Эр-Рияду) не признал итоги этих выборов. «Наша позиция относительно выборов — это представление, которое не стоит нашего рассмотрения. О чем нужно говорить, так это о выборах, которые проведет переходное правительство», - заявил представитель Комитета Асаад аз-Зоуби. Однако в Дамаске дают понять, что нынешние выборы никоим образом не подрывают Женевский процесс. И после выработки новой конституции власти готовы будут снова попросить людей прийти на участки. «Если в ходе переговоров в Женеве будет принято решение о необходимости проведения подобных парламентских выборов, то они будут проходить. У сирийского руководства нет возражений провести новые выборы», - заявил замминистра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад. По его словам, «даже название парламента можно будет изменить согласно новой конституции». А до тех пор, пока нет новой конституции и нового парламента, страной будут управлять те, кого выбрали 13 апреля. И, судя по неконструктивному поведению оппозиции, управлять будут долго (как бы не до конца своих полномочий).
Проблема в том, что Башар Асад может не остановится на очередных парламенских выборах - в Дамаске уже говорят о том, что, возможно, в этом году пройдут внеочередные президентские. А вот этот шаг уже пойдет вразрез логике женевских переговоров и всего мирного процесса. И дело тут не в стремлении Асада максимально задержаться у власти (в 2014 году он был переизбран на семилетний срок), а в демонстративном игнорировании требований Запада и оппозиции о досрочном сложении полномочий в определенный момент. В нынешних условиях такие демонстрации осложнят и без того непростой мирный процесс и никак не будут способствовать скорейшему завершению гражданской войны в стране.