Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Из лидеров в середнячки


Тормозит локомотив немецкой экономики – экспорт, считает New York Times (NYT). Он сейчас находится под сильным давлением проблем развивающихся рынков. Китайская экономика, к примеру, тоже сильно замедлилась. Следовательно, Пекин стал меньше покупать техники, производимой в ФРГ. ОАЭ и другие ближневосточные страны больше не купаются в нефтедолларах и, следовательно, значительно меньше покупают дорогих лимузинов, которые собирают в Германии. России приходится нелегко из-за собственного кризиса и санкций. В результате заказов, скажем, на энергетическое оборудование с эмблемой «Made in Germany» стало гораздо меньше…

Подобные примеры можно перечислять долго. Из них следует простой вывод: для немецкой экономики, ориентированной на экспорт, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, наступили тяжелые времена. Тяжело приходится и всей европейской экономике, потому что немецкая экономика в последние годы служила своего рода противовесом среди множества экономических и финансовых неприятностей и проблем Старого Света.

Германия значительно сильнее других европейских стран привязана к развивающимся рынкам. Поэтому ее экономика чутко реагирует на все проблемы КНР, РФ и других развивающихся государств. К этой зависимости сейчас добавляются политические проблемы, связанные с наплывом мигрантов из Африки и Азии и возможным выходом Великобритании из Евросоюза.

NYT приводит пример производителя оборудования для угольной промышленности Eickhoff Bergbautechnik. В хорошие времена эта компания продавала в год 20 выемочных комбайнов, каждый из которых стоит 4 млн евро. В прошлом году удалось продать всего лишь 8. В результате руководству компании пришлось уволить 10% из 300 работников.

Такая же картина и у подавляющего большинства сотен других средних немецких предприятий, работающих на экспорт и похожих на Eickhoff Bergbautechnik. Суммарный эффект от снижения их показателей негативно сказывается на росте всей немецкой экономики. Экспорт оборудования для добывающей промышленности, по данным Объединения немецких машиностроительных предприятий (VDMA), составил в 2012 году 6,2 млрд евро. В прошлом году он снизился до 3,5 млрд.

Вместе с экспортом ухудшается и настроение немцев. Впервые с конца 2014 года число пессимистов в немецком бизнесе превысило число оптимистов, как следует из исследования института Ifo из Мюнхена. Между прочим, индекс PMI считается одним из самых надежных предсказателей роста экономики. Если менеджеры по закупкам не уверены в завтрашнем дне, то они будут меньше покупать оборудования и нанимать рабочих, т.е. рост экономики замедлится.

В последнее десятилетие Германия была чем-то вроде магазина для развивающихся стран. Высокий спрос на немецкие товары и оборудование в Китае, России, Бразилии и других развивающихся странах позволил немецкой экономике без особых последствий отражать удары, едва не потопившие многие европейские экономики. В то время, как в Испании не работало больше 20% работоспособного населения, в ФРГ уровень безработицы упал до 4,3%.

Высокий спрос в Китае особенно помог немецким автопроизводителям и, следовательно, всей стране, потому что автомобили являются главным предметом немецкого экспорта и наиболее важным источником рабочих мест. К примеру, в прошлом году Поднебесная стала крупнейшим рынком сбыта для Porsche. Китай впервые обошел по этому показателю США.

Однако сейчас рост покупок состоятельными китайцами машин тоже резко снизился. В этом году, по прогнозам, он составит 4%, т.е. вдвое меньше, чем было в прошлом году.

«Мы продолжим расти,- говорит начальник отдела продаж Porsche Детлев  фон Платен,- но не так быстро, как раньше».

Неприятности и на другом крупном экспортном рынке Германии – Ближнем Востоке. Гражданская война в Сирии и обвал цен на нефть поколебал уверенность и покупательную способность большинства арабских государств. В 2015 году немецкий экспорт в нефтедобывающие арабские страны снизился на 7%. Это снижение нанесло значительный урон таким компаниям, как Voith, производителя двигателей для нефтяных насосов, а также производителям товаров роскоши.

Серьезные проблемы сейчас испытывают не только отдельные страны, но вся глобальная экономика. Поэтому найти второй Китай немецким экспортерам не удается.

Американская экономика хотя и растет, но растет медленно. Бразилия находится в самом разгаре сильнейшей рецессии, а Россия страдает от резкого падения цен на сырье и санкций Запада. Единственным более-менее светлым пятном на этом темном фоне представляется Иран, с которого сняли санкции. Естественно, немецкие экспортеры бросились завоевывать позабытый за долгие годы санкций иранский рынок. Электронный и машиностроительный гигант Siemens подписал в марте соглашение о поставках оборудования Mapna, крупной энергетической и транспортной компании ИРИ.

К сожалению, Иран не в состоянии заменить Китай, потому что его экономика меньше турецкой. Иранского рынка явно недостаточно для поддержки роста немецкой экономики. Судя по всему, немецким компаниям придется теперь привыкать к замедленному среднеевропейскому росту в пределах 1%. Германия будет постепенно превращаться из лидера Евросоюза в рядового, хотя и крупного члена ЕС, потому что меняющаяся экономическая картина неминуемо ослабит и ее политическое влияние на континенте.