На очереди Ракка
С военной точки зрения ситуация в Сирии идет так, как и нужно Москве с Вашингтоном. Сирийская армия при поддержке российских ВКС (которые до конца так и не были выведены из вотчины Асада - Эксперт Online не раз писал о том, что заявление о выводе войск имело прежде всего политический подтекст) освободили Пальмиру - один из символов Сирии и варварской жестокости ИГ (уничтожившего в древнем городе множество исторических памятников). По некоторым данным, в ходе штурма Пальмиры было уничтожено около 500 террористов и погибло около 200 бойцов сирийской армии и союзных ей подразделений. В ближайшее время армия обещает освободить от ИГ другой город - Эль-Карьятейн - и затем продвигаться на восток, в направлении Дейр-эз-Зора и сирийской столицы ИГ - города Ракки.
В политическом же плане между сторонами, по всей видимости, остаются разногласия. Так, американцы настаивают на отставке Башара Асада. «Все мы попытаемся помочь президенту Асаду принять в ближайшие дни правильное решение и включиться в переговоры по политическому процессу передачи власти и мирного урегулирования в Сирии»,.- говорит американский госсекретарь. Москва за Асада не держится, однако хочет а) достойного формата отставки б) нужного времени для отставки - например, после окончания гражданской войны и в) соответствующую компенсацию от Вашингтона за согласие на эту отставку. Весьма вероятно, что именно об этом и шел разговор между Керри, Путиным и Лавровым.
Возможно, компенсацией могли бы стать уступки со стороны США в украинском вопросе. Кремль демонстрирует выдержку, не отвечая на украинские провокации и не идя на конфликт с украинским руководством. Не исключено, что в ближайшее время будет решен вопрос с экстрадицией убийцы российских журналистов Надежды Савченко - Петр Порошенко уже озвучил приемлемые для Путина условия обмена (Савченко на двух российских добровольцев), и Кремль немножко потянет время и согласится. В этой ситуации от Керри потребуют если уж не принудить Порошенко к выполнению Минских соглашений, то хотя бы заставить его не мешать заморозке украинского конфликта до лучших времен (в чем сейчас заинтересована как Москва, так и Вашингтон).
Не исключено, что на переговорах Лаврова и Керри обсуждалась и совместная борьба с терроризмом - после Брюсселя эта тема крайне актуальна, поскольку исламский терроризм несет угрозу всему цивилизованному миру. Однако, несмотря на актуальность, вопрос не так прост. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Москва приветствует готовность США и Евросоюза осуждать борьбу с терроризмом, однако «не испытывает иллюзий» относительно создания некоего глобального антитеррористического альянса. «Нельзя сказать, что мы приблизились к сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом. Нельзя сказать, что мы приблизились к созданию альянса для борьбы с теми вызовами, которые перед нами стоят», - отметил Песков. Причин для российского скепсиса как минимум три.
Не верим, не знаем, не считаем
Во-первых, сложно заниматься решением стратегических задач с партнером, которому не доверяешь и которого стремишься сдерживать через санкции и поддержку несостоявшихся государств на границе. И Москва, и Вашингтон постоянно ожидают друг от друга подвоха, а в Кремле к тому же укоренилось мнение о том, что США поддерживают исламские террористические группировки для борьбы с их соперниками (Китаем, Ираном, и той же Россией). Это мнение не лишено оснований - ни для кого не секрет, что США пестовали и Аль-Каиду, и запрещенную в РФ террористическую группировку ИГИЛ, которые затем вышли из-под контроля и стали представлять угрозу для самих США.
Во-вторых, для совместной борьбы с терроризмом нужно иметь общее понимание термина. У России и коллективного Запада должен быть единый список террористических организаций, которых нужно уничтожать. На сегодняшний день этого списка нет. Взять в пример ту же Сирию - Москва, Вашингтон и Брюссель так и не смогли составить единый список террористических организаций, которых необходимо исключить из режима перемирия.
Во-многом, конечно, это вина союзников Америки - Турции, Катара и Саудовской Аравии, для которых ряд сирийских террористов являются партнерами и реципиентами помощи. И это третья причина скепсиса Дмитрия Пескова - если США хотят успешно бороться с международным терроризмом, они должна сначала навести порядок в собственной антитеррористической коалиции. Саудовская Аравия активно сотрудничает с Аль-Каидой на Аравийском полуострове (присягнувшей на верность ИГ) для борьбы с хуситами в Йемене, называя их террористами лишь потому, что они поддерживают связи с Ираном. Что же касается Анкары, то она тоже не готова бороться с ИГ в Сирии, Ираке и тем более Ливии. Вместо этого она хочет приклеить ярлык «террористов» на всех курдов и обратить международные усилия по борьбе с терроризмом на решение задач сохранения территориальной целостности Турции. Американцы этому, конечно, сопротивляются - они уже заявили, что не приравнивают Рабочую Партию Курдистана и сирийских курдов друг к другу, осуждая первую и сотрудничая со вторыми. Однако турки не готовы идти на уступки, поскольку они считают турецких и сирийских курдов угрозой для турецкой государственности.
Все вышесказанное, конечно, не означает, что Москва и Вашингтон не будут сотрудничать в деле борьбы с отдельными террористическими угрозами. Однако серьезный и глобальный антитеррористический поход невозможен до тех пор, пока Россия и США не стабилизируют двусторонние отношения.