В январе-марте 2016 года еврозоновская экономика прибавила 0,6% по сравнению с последним кварталом 2015 г., сообщает Eurostat. Это выше прогнозов (0,4%). По сравнению с январем-мартом 2015 года экономика еврозоны прибавила 1,6%. Рост в октябре-декабре прошлого года был 0,3%. В пересчете на год рост экономики в первом квартале 2016 г. составляет 2,2%. Впрочем, экономисты полагают, что развитие в оставшиеся кварталы замедлится и что по итогам года рост экономики будет в пределах прошлогодних 1,6%. Данные по ускорению восстановления экономики подтверждаются и ускорением снижения безработицы. Безработица в марте снизилась на 0,2% по сравнению с февралем и составила 10,2%. Армия безработных сократилась на 226 тыс. человек. Тем не менее поисками работы сейчас озабочены 16,4 млн жителей еврозоны. В целом же по еврозоне безработица более чем вдвое выше, чем в США.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ускорение экономического развития произошло на фоне высокой волатильности на мировых рынках, снижения экспорта в Китай и другие крупные развивающиеся рынки, а также замедления развития экономики США, т.е. в не в самых благоприятных условиях.
Больше всех обрадовала специалистов вторая экономика еврозоны. Франция показывает все больше признаков ускорения восстановления экономики.
И все же поводов бить в фанфары нет. Хотя бы потому что экономика сейчас вернулась лишь к показателям первого квартала 2008 г., т.е. к началу сильнейшего финансового и экономического кризиса, последствия которого зона евро и вся Европа преодолевают уже четыре года. Для сравнения американская экономика вернулась к докризисному уровню значительно раньше, в 2011 году.
ВВП вырос до 2,48 трлн евро. Это всего лишь на 10 млрд евро больше, чем в было в первые три месяца 2008 г.
Слабый экономический рост является одной из главных причин низкой инфляции. ЕЦБ вот уже три года не удается поднять ее до 2% годовых несмотря на программу количественного смягчения (QE) и другие меря стимулирования, которые ведомство Марио Драги предпринимает с лета 2014 г. Потребительские цены в апреле этого года, по данным Eurostat, на 0,2% ниже, чем в апреле 2015 года.
Президент ЕЦБ Марио Драги неоднократно призывал правительства европейских стран поддержать усилия его ведомства при помощи долгожданных реформ и наращивания инвестиций в экономику. Однако в ряде стран во главе с Германией к мягкой монетарной политике ЕЦБ относятся критически.
«Долгожданное восстановление еврозоны наконец набрало силу и консолидировалось»,- рассказал New York Times Йэн Бегг, сотрудник Европейского института Лондонской школы экономики.
Впрочем, самые отчаянные оптимисты понимают, что рост чересчур слаб для того, чтобы быстро снизить задолженность правительств и ускорить рост инфляции.
За океаном с европейскими экономистами, которые говорят о стабилизации, согласны далеко не все.
«Почти все прошедшее десятилетие можно считать потерянным,- считает нобелевский лауреат и профессор экономики Колумбийского университета Джозеф Стиглиц.- Это очень убедительное доказательство провала как еврозоны, так и ее валюты евро».
«Европа с трудом держится на плаву,- вторит ему бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф, сейчас профессор в Гарварде.- Ситуация очень похожа на японскую, когда японцы предпочли не брать быка за рога, а ограничиться полумерами. Япония по-прежнему очень богатая и стабильная страна, но она находится в состоянии упадка».
Критические комментарии подтверждают экономические и финансовые показатели. Безработица в еврозоне более чем вдвое выше, чем в США. Средние доходы домохозяйств, по данным ЕС, снизились в 2008-14 гг. в Италии на 4%, в Греции - на 22%, а на Кипре - на 24%. О неравномерности развития еврозоны красноречиво свидетельствует то, что за то же время доходы немецких домохозяйств выросли на 15%.