По данным Федеральной таможенной службы, в 2015 году объем товарооборота между Россией и Израилем составил 2,35 млрд долларов. К сожалению, из-за ослабления рубля он снизился более чем на 30% по сравнению с 2014 годом. Примерно на столько же упал и импорт из Израиля – с 1,14 млрд в 2014 году до 806,2 млн – в 2015 году. Поставки сельскохозяйственной продукции из Израиля тоже сократились, но в значительно меньшем объеме. Овощи стали основной статьей прошлогоднего импорта в РФ из этой страны, ее доля достигла 24%, при этом сладкий перец, морковь и репа составили больше половины от общего импорта этого вида овощей в Россию из всех стран.
Три месяца назад в Москве побывал министр сельского хозяйства Ури Ариэль, который заявил о готовности его страны наращивать экспорт овощей и фруктов в Россию. Не менее важным направлением сотрудничества Ариэль считает передачу израильских технологий. «Механизация агропромышленной деятельности, основанная на передовых технологиях, как минимум в два раза повышает отдачу с одной и той же единицы площади», – цитирует выступление министра в Тимирязевском агротехническом университете агентство новостей «Спутник».
«Есть несколько сфер, в которых Израиль может поделиться технологиями с Россией. Одно из таких направлений – увеличение сроков хранения сельскохозяйственной продукции. Мы также хотели бы поделиться нашими знаниями в строительстве и содержании растениеводческих и животноводческих комплексов. И третье направление – это искусственное разведение рыбы», – конкретизировал Ариэль. Он добавил, что в этом году Россия и Израиль планируют подписать договор о зоне свободной торговли, что снизит таможенные барьеры и будет способствовать увеличению товарооборота, в том числе за счет сельскохозяйственной продукции и технологий.
Кладовая технологий
Сельское хозяйство является одним из приоритетных секторов экономики Израиля с самых первых дней его существования. Государственная поддержка объяснялась политическими причинами – необходимостью достижения продовольственной безопасности и обеспечения занятости вновь прибывающих иммигрантов. Государство продолжает поддерживать агропромышленный комплекс (АПК) при помощи финансовой компенсации фермерам избытков производства, субсидирования цены на воду, а также кредитно-инвестиционной поддержки. Эти меры не только позволили АПК довести уровень самообеспеченности производства до 95%, но и стать крупным экспортером. Если текущий уровень сельскохозяйственного производства составляет 7,5 млрд долларов, то экспорт в прошлом году превысил 2 млрд. Экспорт растет на 3% в год, что быстрее, чем в других секторах экономики, утверждает издание Jerusalem Post.
Государственные субсидии, безусловно, помогли израильским фермерам, но высокая производительность АПК достигнута в первую очередь за счет повсеместного внедрения передовых технологий. Самая известная из них – капельное орошение, которое полвека назад изобрела компания Netaf im. Ее создатель Симха Бласс обратил внимание на одно из деревьев в саду, которое росло заметно лучше других. Заинтересовавшись, Бласс обнаружил течь в водопроводной трубе, которая пролегала рядом с деревом. Тогда и возникла идея не сплошного полива, а точечного – с помощью капельниц и шлангов, которые протягиваются по всему полю. Тем самым достигается не только значительная экономия воды, но и повышается урожайность выращивае- мых культур. Сегодня Netafim выпускает уже пятое поколение оборудования для капельного орошения и поставляет его в десятки стран мира, в том числе и в Россию.
Доцент Тимирязевского университета Игорь Абакумов отмечает расширение применения технологий Netafim на область животноводства: «Я был поражен тем, каким образом они смогли обеспечить комфортную среду в коровнике в жаркое время. Вместо установки кондиционера израильтяне распыляют воду. Жидкая «пыль» снижает температуру, по крайней мере, на 10 градусов. Это их собственное и весьма оригинальное ноу-хау». «Факты говорят сами за себя: надои молока в Израиле самые высокие в мире. Это означает, что используются передовые технологии молочного животноводства. На очень высоком уровне находится генетическая селекция и для растениеводства, и для животноводства», – перечисляет достижения израильского АПК соучредитель компании AquaMaof Леонид Гольдштейн.
Действительно, израильские генетики вывели растения, которые не только требуют меньше воды для полива, но и обеспечивают более высокую урожайность. Среди достигнутых результатов – пшеница с короткими колосьями и неглубокими корнями, а также томаты с меньшим числом листьев и тесно прижатыми друг к другу плодами. «Израильские преимущества – это гибридные семена, системы управления теплицами – климат-контроль и регуляторы влажности, компьютерные программы управления сельскохозяйственными процессами, оперативный мониторинг послеуборочных технологий и многое многое другое», – добавляет руководитель компании Agritar Марк Фишман.
Завеса для вредителей
Известно, что для сохранения урожая требуется уничтожать насекомых-вредителей, однако химикалии, которыми обрабатывают угодья, наносят тяжелый ущерб живой природе. От них среди прочего гибнут птицы и столь нужные сельскому хозяйству пчелы. Результаты исследований уменьшения популяции пчел во всем мире показывают, что основной урон им наносят именно пестициды. Пчелы не только приносят человечеству мед, но и опыляют садовые деревья, поэтому уменьшение их популяции приводит к падению урожаев. С другой стороны, без применения пестицидов растения остаются беззащитными против насекомых-вредителей.
К счастью, недавно созданный израильский стартап сумел проплыть между Сциллой и Харибдой. У фермеров появилось средство борьбы с вредителями, которое практически не наносит ущерба природе. Испытания пестицида, который изобрела компания EdenShield, показали, насколько мощными могут быть натуральные средства, которые синтезируются из растений и трав. В одном из крупных парниковых хозяйств, где выращиваются томаты, натуральный пестицид компании EdenShield обеспечил избавление от всех вредителей. Его расход оказался на 80% меньше, чем при использовании традиционных уничтожителей насекомых.
Руководитель EdenShield и изобретатель натуральных пестицидов Янив Китрон имел многолетний опыт работы в химической промышленности, занимаясь среди прочего применением препаратов из натуральных трав. Несколько лет назад он обратил внимание, что насекомые-вредители не садятся на некоторые кусты и травы, даже когда те не подвергались какой- либо обработке. В результате исследований Китрон установил, что эти растения излучают химические вещества, которые отпугивают насекомых-вредителей. Изобретатель сосредоточился на выделении этих веществ из растений и синтезе пестицидов нового поколения. «Травы, которые мы используем для приготовления пестицидов, – это эндемики израильской пустыни. Выяснилось, что почти всем известным нам насекомым-вредителям не нравится запах этих трав. Если распылять этот запах над посевами, то насекомые к ним даже не приближаются, предпочитая искать что-то более подходящее», – так объяснил Китрон принцип действия EdenShield изданию Times of Israel.
У природных пестицидов есть еще одно важное преимущество перед традиционными средствами – насекомые не приспосабливаются к его действию. «Страх перед запахом присутствует на генетическом уровне, и вредители даже не пытаются приблизиться к растению, чтобы привыкнуть и не бояться. Они просто улетают, когда обнаруживают «страшный» запах EdenShield», – говорит Янив Китрон. Природный пестицид GateKeeper, что в переводе с английского означает «вахтер» или «стражник», распыляется перед входом в теплицу с помощью системы, напоминающей капельное оборудование для полива. И тем самым устанавливается естественный барьер для проникновения туда нежелательных гостей.
До конца с к лиентом
Многие израильские компании успешно экспортируют в Россию свои наработки. Они не ограничиваются поставкой и наладкой оборудования, но продолжают сопровождать проект на протяжении всего его жизненного цикла. Компания Agritar построила в Краснодарском крае крупный тепличный комплекс для выращивания салата и свежей зелени, оснастив его компьютерной системой климат-контроля. «Кроме оборудования, мы обеспечиваем заказчика агрономом или менеджером проекта. А «бэк-офис» нашей компании всегда готов помочь заказчику решать текущие проблемы в режиме реального времени. Мы даем рекомендации, как выбрать удобрения, как лечить заболевшие растения и все, что ему потребуется», – поясняет Марк Фишман.
Компания AquaMaof поставила и наладила в Калужской области крупный комплекс для выращивания рыбы в закрытом помещении, работающий по технологии установки замкнутого водоснабжения (УЗВ). Это новое слово в разведении рыбы, поскольку в таких установках ее можно выращивать круглогодично. Причем не только те виды, что водятся в местных условиях, но даже тропические разновидности. «Производство рыбы в пустыне или выращивание теплолюбивых рыб в холодных широтах стало реальностью», – утверждает Леонид Гольдштейн. Он сообщил, что уже начата постройка комплекса производительностью в 1 тыс. тонн в год в Астраханской области, где будут выращивать тропическую тилапию. А в Калужской области начнут производить семгу, здесь начался проект на 4 тыс. тонн в год. «Семга – это морская рыба, которую в России выращивали только в Мурманской области в небольших количествах. Производство семги рядом с Москвой – это большой прорыв», – объясняет соучредитель AquaMaof. Он добавил, что компания ведет переговоры о запуске новых проектов в России.
В AquaMaof также работает центр поддержки работающих проектов, рассказывает Гольдштейн: «Наши специалисты отслеживают через Интернет технические параметры процессов в комплексе в режиме реального времени, анализируют собранные данные и отчеты, содержащие показатели роста рыбы, кормления, результаты анализов воды и многое другое. На основании собранной информации выдаются рекомендации. Наши специалисты регулярно приезжают на объекты для консультаций, проверок, технического обслуживания и других действий. Мы консультируем наших клиентов и по вопросам, не связанным напрямую с работой нашего оборудования, но серьезно влияющим на результат производства». По его словам, AquaMaof пока не планирует производить оборудование для УЗВ в России, но уже ищет местных поставщиков: «Чтобы снизить цену, мы изучаем возможности приобретения в России части оборудования местного производства для замещения импортного». О том, чтобы локализовать часть производства, задумывается и Agritar, говорит Марк Фишман.
Санкт-Петербург